11.2. Конструкция основных сборочных единиц и
деталей дизеля 1А-9ДГ-2 тепловоза 2ТЭ116
Блок цилиндров (рис. 8) представляет собой сварно-литую
конструкцию У-образной формы. Нижняя картерная часть блока сварена из
литых стоек, верхняя часть — из листов. Шпильки 10 крепления крышек
цилиндров установлены в нижнюю картерную часть, поэтому основные сварные
швы верхней части блока разгружены от газовых растягивающих сил, что
обеспечивает их высокую надежность.
К стойкам блока болтами 2 прикреплены штампованные подвески
1. Стык стоек блока и подвесок плоский. Подвески монтируются в стойки
блока с зазором по боковым поверхностям 0,03—0,12 мм.
Для ограничения перемещения подвесок в поперечном направлении нижняя
часть стоек блока и подвесок стянута четырьмя болтами 4,
5. При монтаже коренных подшипников затяжка болтов 2,4,5,14 должна
выполняться в определенной последовательности по инструкции.
Для размещения втулок цилиндров блок разделен на восемь секций.
В развале блока образован ресивер наддувочного воздуха Д и канал Г для
прохода масла к подшипникам коленчатого вала.
Для повышения долговечности нижнего пояса блока и предохранения его от
коррозии в отверстия блока запрессованы втулки 37 из нержавеющей стали
повышенной твердости. Для перетока охлаждающей воды из коллекторов 9 к
втулкам цилиндров и предохранения блока от коррозии установлены втулки
38 из нержавеющей стали.
Вода к коллекторам блока поступает через привод насосов по проставкам 18
с уплотнительными кольцами 17. В нижней части боковых продольных листов
блока против каждого цилиндра имеются отверстия Ж для контроля
герметичности полости охлаждения втулки цилиндра.
Проставок, по которому подводится воздух из ресивера к впускным кладанам
крышки цилиндра, состоит из колец 32, 34, обечайки 33 и болтов 36. При
завертывании болтов кольца 32 и 34 раздвигаются и уплотняют стык между
проставками, между ресивером и крышкой цилиндра резиновыми кольцами.
В отверстия, образованные стойками блока и подвесками, установлены
вкладыши 16 коренных подшипников. На девятой стойке и подвеске
предусмотрены полукольца 15 упорного подшипника, препятствующие
перемещению коленчатого вала в осевом направлении.
В торцовом листе имеется отверстие, по которому масло подводится в
центральный масляный канал Г, откуда по каналам Б в стойках блока — на
смазывание коренных подшипников. К десятому коренному подшипнику масло
поступает из полости коленчатого вала. По каналу
В масло идет на смазывание привода насосов. Трубки
22 и проставки
24 с уплотнительными кольцами 23 предназначены для слива масла из крышек
цилиндров в картер дизеля. Масло, скопившееся в ресивере, сливается по
отверстию И в полость рамы. Доступ в картер дизеля обеспечивается через
люки, закрытые крышками 6 а 11. С правой стороны блока крышки 11 имеют
предохранительные клапаны, которые открываются в аварийных случаях при
повышении давления в картере дизеля. Блоки цилиндров дизель-генераторов
1А-9ДГ имели зубчатые стыки стоек блока и подвесок, боковые болты,
стягивающие стойки блока и подвесок, отсутствовали, а смещению подвесок
в поперечном направлении относительно оси блока препятствовали
треугольные зубцы (см.рис. 7). Высота блока была меньше на 95 мм.
Рис. 8. Блок цилиндров:
I — подвеска; 2, 4, 5, 14 — болты крепления подвесок; 3 —шайба; 6, 11 —
крышки люков; 7 —шайба сферическая; 3, 26 — гайки; 9 — коллектор
водяной; 10 — шпилька крепления крышки .цилиндра; 12, 13 — стойки; 15 —
полукольца упорные; 16 — вкладыш коренного подшипника: 17, 19, 23, 23.
36, 35 — кольца уплотнительные; 18, 24 — проставки; 20 — штифт; 21 —
угольник; 22 — трубка для слива масла из крышки цилиндра в картер
дизеля; 25 — шплинт; 27—пружина; 29 — тарелка клапана; 31, 36 — болты;
32, 34— кольца; 3З — обечайка; 37, 38 — втулки; А—канавка для отвода
топлива и масла с опорной плиты; 5 —канал подвода масла к коренным
подшипникам; В — канал подвода масла для смазывания привода насосов; Г —
центральный масляный канал; Д — ресивер наддувочного воздуха; Ж —
контрольное отверстие; И — канал слива масла из ресивера