1.1. Расположение оборудования на тепловозе 2ТЭ116
Тепловоз 2ТЭ116 состоит из двух одинаковых однокабинных секций,
управляемых с одного (любого) поста кабины. При необходимости каждая
секция может быть использована как самостоятельная тяговая единица (рис.
1)
Секции соединены автоматической автосцепкой СА-3. Для перехода из секции
в секцию в задней стенке холодильной камеры имеется переходная площадка.
Все силовое и вспомогательное оборудование расположено в кузове
тепловоза, выполненном с несущей главной рамой.
На тепловозе применена дизель-генераторная установка 1А-9ДГ,
установленная в средней части главной рамы. На тепловозах 2ТЭ116 до
номера 728, кроме № 715; 717; 720; 725, устанавливали дизель-генератор
1А-9ДГ исполнения 1; с тепловоза 2ТЭ116№728 применяют дизель-генераторы
1А-9ДГ исполнения 2, разница в конструкции которых подробно изложена в
разделе дизеля. Дизель и тяговый генератор смонтированы на единой
поддизельной раме сварной конструкции и соединены между собой
полужесткой пластинчатой муфтой. Дизель четырехтактный, 16-цилиндровый с
газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха, со
ступенчатым дистанционным электро-гидравлическим управлением частотой
вращения вала дизель-генератора.
Тяговый генератор ГС-501А переменного тока представляет собой синхронную
электрическую машину с 12 полюсами, независимым возбуждением и обмоткой
статора в виде двух трехфазных звезд, сдвинутых на 30° эл. относительно
друг друга.
Возбуждение тягового генератора производится однофазным возбудителем 36
переменного тока марки ВС-650В с частотой 220 Гц, который имеет привод
от заднего редуктора дизеля.
Ток возбуждения тягового генератора регулируется тиристорным
выпрямителем 59, выполненным в виде управляемого выпрямительного моста,
в два плеча которого включены тиристоры. При изменении угла открытия
тиристоров изменяется ток возбуждения тягового генератора. В схеме
предусмотрен режим аварийного возбуждения (при отказе элементов основной
схемы).
Для пуска дизель-генератора применяется стартер-генератор ПСГ-У2,
который в момент пуска, получая питание от аккумуляторной батареи,
работает в режиме электродвигателя постоянного тока с последовательным
возбуждением и приводит во вращение вал дизель-генератора через его
задний редуктор. После пуска дизеля стартер-генератор работает в
генераторном режиме и питает цепи управления тепловоза, освещения,
электродвигателя привода тормозного компрессора КТ-7 и заряжает
аккумуляторную батарею.
Возбудитель и стартер-генератор установлены на корпусе тягового
генератора и соединены с задним редуктором дизеля упругими муфтами
втулочно-пальцевого типа.
Аккумуляторная батарея 48ТН-450—кислотная, емкость при 10-часовом режиме
разряда 450 А-ч, напряжение 96 В, количество элементов — 48 шт. по три
элемента в банке. Она установлена в нишах ферм главной рамы тепловоза по
обеим ее сторонам и обеспечивает хороший доступ для осмотра,
обслуживания и демонтажа. От аккумуляторной батареи питаются также цепи
управления и освещения тепловоза при неработающем дизель-генераторе.
Выработанный тяговым генератором переменный ток выпрямляется
выпрямительной установкой 4 УВКТ-5, выполненной в виде двух параллельно
работающих мостов на лавинных кремниевых вентилях. Каждый мост питается
от одной из статорных обмоток тягового генератора. К выпрямительной
установке параллельно подключены шесть тяговых электродвигателей ЭД-118А
или ЭД-118Б, которые через одноступенчатые тяговые редукторы с упругими
ведомыми зубчатыми колесами, насаженными на оси колесных пар, приводят в
движение тепловоз. Необходимый диапазон использования постоянной
мощности дизеля по скорости тепловоза осуществляется за счет ослабления
поля тяговых двигателей автоматически в зависимости от режима работы
тягового генератора и тяговых электродвигателей в две ступени: 36 и 60%.
Воздух для дизеля поступает через установленные на боковых стенках
кузова два двухступенчатых воздухоочистителя 39 и 54 непрерывного
действия с периодически проворачивающимися и смачивающимися в масляной
ванне кассетами из металлических сеток (первая ступень) и неподвижными
кассетами из промасленных металлических сеток (вторая ступень). Степень
очистки воздуха 97%. Воздухоочистители позволяют осуществлять переход на
забор воздуха для питания дизеля при неблагоприятных метеорологических
условиях из кузова тепловоза. При этом работает только вторая ступень
очистки.