Глава I ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ116

 

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ116 (издание второе) (С. П Филонов) - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Глава I ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ116


1.1. Расположение оборудования на тепловозе 2ТЭ116



Тепловоз 2ТЭ116 состоит из двух одинаковых однокабинных секций, управляемых с одного (любого) поста кабины. При необходимости каждая секция может быть использована как самостоятельная тяговая единица (рис. 1)

Секции соединены автоматической автосцепкой СА-3. Для перехода из секции в секцию в задней стенке холодильной камеры имеется переходная площадка. Все силовое и вспомогательное оборудование расположено в кузове тепловоза, выполненном с несущей главной рамой.

На тепловозе применена дизель-генераторная установка 1А-9ДГ, установленная в средней части главной рамы. На тепловозах 2ТЭ116 до номера 728, кроме № 715; 717; 720; 725, устанавливали дизель-генератор 1А-9ДГ исполнения 1; с тепловоза 2ТЭ116№728 применяют дизель-генераторы 1А-9ДГ исполнения 2, разница в конструкции которых подробно изложена в разделе дизеля. Дизель и тяговый генератор смонтированы на единой поддизельной раме сварной конструкции и соединены между собой полужесткой пластинчатой муфтой. Дизель четырехтактный, 16-цилиндровый с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха, со ступенчатым дистанционным электро-гидравлическим управлением частотой вращения вала дизель-генератора.

Тяговый генератор ГС-501А переменного тока представляет собой синхронную электрическую машину с 12 полюсами, независимым возбуждением и обмоткой статора в виде двух трехфазных звезд, сдвинутых на 30° эл. относительно друг друга.

Возбуждение тягового генератора производится однофазным возбудителем 36 переменного тока марки ВС-650В с частотой 220 Гц, который имеет привод от заднего редуктора дизеля.

Ток возбуждения тягового генератора регулируется тиристорным выпрямителем 59, выполненным в виде управляемого выпрямительного моста, в два плеча которого включены тиристоры. При изменении угла открытия тиристоров изменяется ток возбуждения тягового генератора. В схеме предусмотрен режим аварийного возбуждения (при отказе элементов основной схемы).

Для пуска дизель-генератора применяется стартер-генератор ПСГ-У2, который в момент пуска, получая питание от аккумуляторной батареи, работает в режиме электродвигателя постоянного тока с последовательным возбуждением и приводит во вращение вал дизель-генератора через его задний редуктор. После пуска дизеля стартер-генератор работает в генераторном режиме и питает цепи управления тепловоза, освещения, электродвигателя привода тормозного компрессора КТ-7 и заряжает аккумуляторную батарею.

Возбудитель и стартер-генератор установлены на корпусе тягового генератора и соединены с задним редуктором дизеля упругими муфтами втулочно-пальцевого типа.

Аккумуляторная батарея 48ТН-450—кислотная, емкость при 10-часовом режиме разряда 450 А-ч, напряжение 96 В, количество элементов — 48 шт. по три элемента в банке. Она установлена в нишах ферм главной рамы тепловоза по обеим ее сторонам и обеспечивает хороший доступ для осмотра, обслуживания и демонтажа. От аккумуляторной батареи питаются также цепи управления и освещения тепловоза при неработающем дизель-генераторе.

Выработанный тяговым генератором переменный ток выпрямляется выпрямительной установкой 4 УВКТ-5, выполненной в виде двух параллельно работающих мостов на лавинных кремниевых вентилях. Каждый мост питается от одной из статорных обмоток тягового генератора. К выпрямительной установке параллельно подключены шесть тяговых электродвигателей ЭД-118А или ЭД-118Б, которые через одноступенчатые тяговые редукторы с упругими ведомыми зубчатыми колесами, насаженными на оси колесных пар, приводят в движение тепловоз. Необходимый диапазон использования постоянной мощности дизеля по скорости тепловоза осуществляется за счет ослабления поля тяговых двигателей автоматически в зависимости от режима работы тягового генератора и тяговых электродвигателей в две ступени: 36 и 60%.

Воздух для дизеля поступает через установленные на боковых стенках кузова два двухступенчатых воздухоочистителя 39 и 54 непрерывного действия с периодически проворачивающимися и смачивающимися в масляной ванне кассетами из металлических сеток (первая ступень) и неподвижными кассетами из промасленных металлических сеток (вторая ступень). Степень очистки воздуха 97%. Воздухоочистители позволяют осуществлять переход на забор воздуха для питания дизеля при неблагоприятных метеорологических условиях из кузова тепловоза. При этом работает только вторая ступень очистки.


 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Тепловоз 2ТЭ116, продольный разрез и план:
1 — антенна радиостанции; 2, 13— каналы забора воздуха для охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек; 3—электродвигатель вентилятора охлаждения выпрямительной установки; 4 — выпрямительная установка; 5 — тифон; 6 — вентилятор кузова; 7 — канал забора воздуха для охлаждения тягового генератора; 8 — сетчатые кассеты очистки воздуха для охлаждения тяговых электрических машин и выпрямительной установки; 9 — глушитель шума выхлопа дизеля; 10 — компенсатор глушителя; 11 — расширительный бак для воды; 12 — блок осушки сжатого воздуха; 14 — цилиндр привода верхних жалюзи; 15 — люк шахты холодильной камеры; 16‘—вентиляторы холодильной камеры, 17 — переходный тамбур; 18 — автосцепка; 19 — трубопровод песка; 20 — тяговый электродвигатель колесного блока; 21 — аккумуляторная батарея; 22 — бак для топлива; 23—маслопрокачнвающий агрегат; 24 — топлнвомерное стекло; 25 — тяговый генератор; 25 — рама тележки; 27 — главный резервуар; 28— питательный резервуар; 29 — путеочиститель; 30, 64 — передние бункера песочной системы; 31 — кран машиниста; 32 — кран вспомогательного тормоза; 33 — сиденье машиниста; 34, 35, 61 — правая, центральная и левая аппаратные камеры; 36 — возбудитель; 37— каналы забора воздуха для охлаждения электрических машин и выпрямительной установки; 38 — охладитель масла; 39, 54 — воздухоочистители дизеля, 40 — полнопоточный фильтр масла; 41, 60—электродвигатели вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек; 42—тормозной компрессор; 43 — цилиндр привода боковых жалюзи; 44, 46 — муфты привода тормозного компрессора; 45 — редуктор привода тормозного компрессора; 47— электродвигатель привода тормозного компрессора; 48, 51 — коллекторы секций радиатора; 49, 50 — задние бункера песочной системы; 52 — резервуар для огнегасящей жидкости; 53 — санузел; 55 —
топливоподкачивающнй агрегат; 56 — подогреватель топлива, 57 — дизель; 58 — стартер-генератор; 59 — блок выпрямителей управления возбуждением; 62 — привод ручного тормоза; 63 — пульт управления и столик помощника машиниста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..