Вопросы звуко- и термоизоляции кузова тепловоза решаются одновременно,
поэтому примененные для звукоизоляции материалы являются также хорошей
теплоизоляцией, позволяющей в зимнее время года длительно аккумулировать
Тепло в кабине и в машинном отделении при неработающем дизеле.
Действующая нормаль ОН-20 —62 ступенчато ограничивает допустимый уровень
шума: низкочастотного класса — не более 90 дб, среднечастотного —75 и
высокочастотного — 70 дб.
На рис. 133 представлены характерные спектрограммы основных источников
шума тепловоза ТГМЗА: дизеля, компрессора, гидропередачи.
В связи с тем что применяемые на тепловозе дизели типа М753 превышают
предельный уровень шума 106 дб (на практике уровень шума дизеля на
частоте 1 000 гц достигает иногда 122 дб), качеству звукоизоляции
уделяется особое внимание.
Шумы от работающих агрегатов проникают в расположенные поблизости от
железнодорожных путей постройки, а также двумя путями — по воздуху и по
корпусу тепловоза — передаются внутрь кабины машиниста.
Кроме того, по корпусу тепловоза в кабину передаются вибрации от
работающих агрегатов и от неровностей пути, возрастающие с увеличением
скорости движения.
На тепловозе приняты необходимые меры для того, чтобы уровни шума и
вибрации
не превышали установленных норм.
Рис. 133. Спектрограммы шума агрегатов (тепловоз
№ 1221) й линия ОН-20-62, ограничивающая допустимый уровень шума в
кабине машиниста
Среднечастотный (350 — 800 гц) и высокочастотный (свыше 800 гц) шумы в
значительной мере задерживаются комбинированными прослойками, состоящими
из демпфирующих покрытий волокнистых материалов и воздушных промежутков,
между наружными и внутренними листами обшивки стенок крыши, пола и
дверей кабины и стенок, крыши, люков и дверей кузова машинного
отделения. Непосредственно на лист наружной обшивки наносится
вибродемпфирующее покрытие (противошумные мастики № 579 ТУ МХП 272-5 или
580 ТУ МХП 4468-55). Для оптимального действия масса мастики должна
составлять примерно 15—20% массы металлического листа, на который она
наносится.
Стекломаты представляют собой слой стеклянных волокон толщиной не более
22 мк, обшитых стеклотканью и простеганных стеклонитями. Толщина
стекломатов в кузове машинного отделения составляет 30 мм. В стенке,
изолирующей кабину от дизельного помещения, и полах кабины применены
стекломаты толщиной 80—85 мм.
В остальных элементах кабины (крыша, боковые стенки, задняя стенка,
лобовина), подверженных воздействию звуковых колебаний в меньшей
степени, установлены стекломаты толщиной 30 мм.
Большое внимание обращается на заполнение изоляцией всякого рода
неплотностей или щелей, которые могут вызвать значительные потери тепла
и свести на нет эффективность системы звукоизоляции в целом. Щели в
уплотнениях дверей и окон тепловоза резко повышают общий уровень шума в
кабине.
Для снижения уровня низкочастотных шумов (до 350 гц) и вибраций дизель
оборудуется глушителем выхлопа и устанавливается вместе с поддизель-ной
рамой на амортизаторы.
С этой же целью ставят резиновые прокладки под кабиной машиниста, под
настильными листами пола кабины, а также по периметру прилегания частей
капота к кабине.
Резиновые элементы кузова эффективно гасят также высокочастотные
колебания, передаваемые по корпусу тепловоза. Применение подушек из
губчатой резины в сиденьях, спинках и в стойках кресел способствует
уменьшению ускорений высокочастотных колебаний на рабочем месте в кабине
машиниста тепловоза.
Проведенное на тепловозе выявление мест и каналов проникновения шума в
кабину и внедрение вышесказанных мероприятий позволили, несмотря на
высокую шумность дизеля, снизить уровень шума в кабине тепловоза до
величин, не превышающих допустимых норм, установленных отраслевой
нормалью ОН 20—62.
Выше, на рис. 134, приведена характерная кривая уровня шумности в кабине
тепловоза на нормируемых частотах.
В соответствии с возрастающими требованиями по охране труда работников
транспорта заводом проводится работа по дальнейшему улучшению качества
звукоизоляции тепловоза.
В частности, с тепловоза № 2201 для звукоизоляции используется
супер-тонкое стекловолокно, представляющее собой слой перепутанных
стеклянных волокон диаметром до 2 мк, обладающее повышенными термо- и
звукоизоляционными свойствами.
Рис. 134. Характерные спектрограммы воздушного
шума в кабине тепловозов