Применение на тепловозе охлаждающего устройства с принудительной
циркуляцией воды и масла обусловлено необходимостью отвода тепла от
агрегатов силовой установки и температурными ограничениями при
конструировании тепловоза. В дизеле М753 примерно только 40% тепла,
введенного топливом, превращается в полезную работу. Остальное тепло
теряется с отработавшими газами, а также отводится в воду и масло,
охлаждающие двигатель. Тепло отводится от стенок цилиндров, поршней,
турбовоздуходувки и других деталей, нагревающихся горячими газами и
трением. Максимальная теплоотдача дизеля составляет: в воду — 370 000
ккал/ч, в масло — 35 000 ккал/ч.
Работа установленной на тепловозе гидромеханической передачи также
сопровождается потерями тепла. Общая сумма потерь достигает 30% от
передаваемой мощности, что соответствует тепловыделению в масло передачи
около 150 000 ктл/ч.
Охлаждающее устройство представляет собой
самостоятельный узел тепловоза. Оно располагается в передней его части и
состоит из: каркаса, в котором размещены охлаждающие секции, коллекторы,
маслоохладитель гидропередачи, вентиляторное колесо, привод для передачи
вращения и изменения скорости вращения вентиляторного колеса; системы
трубопроводов; устройства для управления режимом работы — боковых и
верхних жалюзи с электропнев-матическим приводом; устройств защиты
секций — утеплительных ч,ехлов.
Конструкция охлаждающего устройства позволяет полностью осуществить его
агрегатную сборку, проверку и гидроиспытания вне тепловоза.
В боковых стенках каркаса имеются проемы, в которые, к швеллерам на
передней и задней стенках, крепятся нижние и верхние коллекторы. К
коллекторам монтируются охлаждающие секции. С левой (по ходу движения
тепловоза) стороны расположено десять водяных секций, с правой — семь
водяных и три масляных секции. Горячая вода от дизеля подводится к обоим
верхним коллекторам с боковых внутренних сторон, проходит по секциям и
отводится от нижних коллекторов к маслоохладителю гидропередачи. Охладив
масло, вода поступает к водяному насосу дизеля. Масло дизеля подводится
к верхнему коллектору сверху и отводится из нижнего коллектора с
внутренней боковой стороны.
Снаружи секций на каркас устанавливаются боковые жалюзи, а над верхним
проемом каркаса — верхние жалюзи. Электропневматический привод жалюзи
расположен на задней стенке каркаса со стороны машинного отделения.
Для обеспечения эксплуатационной надежности работы привода, кроме
автоматического и дистанционного, имеется ручной привод жалюзи.
Привод левых и правых задних (масляных) боковых жалюзи крепится
непосредственно к каркасу. Привод верхних и передних правых боковых
жалюзи установлен на корпусе воздушных фильтров дизеля. Внутри каркаса,
внизу на продольных угольниках (для удобства выемки), располагается
маслоохладитель. До тепловоза № 2066 эти угольники приваривались к
верхнему листу главной рамы тепловоза. Установка маслоохладителя
непосредственно в каркасе введена для обеспечения агрегатной сборки
охлаждающего устройства.
Внутри каркаса на специальной опоре располагается привод вентилятора.
При работе охлаждающего устройства верхние и боковые жалюзи
автоматически открываются. Привод вентилятора также включается
автоматически в зависимости от температуры воды и масла дизеля.
Вентилятор, вращаясь, подает воздух вверх, создавая внутри охлаждающего
устройства (в шахте) разрежение. Наружный воздух под действием
атмосферного давления проходит через боковые жалюзи, затем через секции,
отбирая тепло у воды и масла дизеля и удаляется вентилятором через
верхние жалюзи в атмосферу. Такая схема работы охлаждающего устройства
называется всасывающей.
В связи с тем что температура воздуха после секций достигает 70° С,
данная схема наиболее удобна для обслуживания тепловоза в эксплуатации.
Рассмотрим подробнее устройство и назначение отдельных частей
охлаждающей установки.