СИСТЕМА СМАЗКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И ПОДШИПНИКОВ
гидропередачи тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б
Зубчатые колеса и подшипники гидропередачи смазываются принудительно
рабочей жидкостью гидропередачи. Полный объем масла гидропередачи
составляет: корпуса верхнего картера 225 л и нижнего картера 55 л.
В систему смазки (рис. 72, 73) входят узлы:
а) центробежный питательный насос 15, подающий масло в гидроаппараты и в
трубопровод системы смазки;
б) откачивающий насос 21, перекачивающий масло из
масляного картера выходного вала (нижнего) в верхний картер
гидротрансформаторов;
в) масляный фильтр 24 откачивающего насоса и системы смазки,
предназначенный для грубой очистки масла;
г) насос системы смазки 22 для подачи масла в трубопровод системы смазки
при следовании тепловоза в холодном состоянии (когда вращается
раздаточный вал и не вращается приводной вал гидропередачи);
Д) каналы, трубопровод системы смазки и форсунки для подачи масла к
точкам смазки;
е) подпорный клапан 3, создающий определенное давление в трубопроводе
системы смазки и сливающий масло, поступающее из холодильника. Подпорный
клапан регулируется на давление 1,5—
2 кПсм2.
Масло в гидропередачу заливается через горловину 34, в которую
вмонтированы фильтр и суфлер. Заполнив верхний картер 14, масло через
окно 30 во внутренней стенке корпуса переливается в нижний картер 25.
Нижний картер заполняется маслом до уровня контрольной пробки 40. В
процессе эксплуатации контроль верхнего уровня масла осуществляется
щупом 26 нижнего картера.
Кроме того, для наблюдения за уровнем масла в верхнем картере имеется
масломер 35.
Смазка зубчатых колес и подшипников гидропередачи осуществляется
следующим образом. При вращении приводного вала гидропередачи работают
питательный насос 15 и откачивающий насос 21. Из верхнего картера 14
через сетку 16 горловины насоса масло всасывается питательным насосом и
часть по каналу 20 подается в золотниковую коробку, а другая часть по
каналу
10 — в холодильник. Перед входом в холодильник масло проходит через
обратный клапан 13.
Перепускной клапан И служит для разгрузки холодильника и уменьшения
сопротивления трубопровода при работе гидропередачи на неразогретом
масле. Пройдя через холодильник или перепускной клапан, масло
направляется в полость подпорного клапана 3. Встретив сопротивление
пружины подпорного клапана, часть масла через подпорный клапан сливается
в картер гидроаппаратов, а часть по трубе 2, пройдя обратный клапан 1,
поступает в маслопровод системы смазки и через раздаточные трубы 31 и 41
по разводящим трубам 37 — к точкам смазки зубчатых колес и подшипников.
Маслопровод системы смазки состоит из труб, вваренных в корпус,
сверленных и фрезерованных каналов в деталях корпуса и форсунок подвода
масла к точкам смазки.
Отработанное масло стекает в нижний картер 25, откуда подается
откачивающим насосом в верхний картер 14.
При следовании тепловоза в холодном состоянии, когда питательный насос
не работает, насос системы смазки 22 через фильтр 24 всасывает масло из
нижнего картера 25 и через клапан 27 подает его по трубопроводу 29 к
точкам
смазки. В этом случае масло через холодильник не
проходит, так как на пути к холодильнику стоит обратный клапан 1. После
смазки масло стекает обратно в нижний картер.
Масло из гидропередачи сливается через сливные клапаны 23 в верхнем и
нижнем картерах.
Рис. 72. Принципиальная схема системы смазки
зубчатых колес и подшипников.
1, 13— обратные клапаны, 2,7, 29 — трубы; 3 — клапан подпорный, 4—
манометры; 5 —термометр, 6 — гидроаппараты, 8 — фильтр, 9 — трубопровод
тепловоза, 10 — холодильник рабочей жидкости, 11—клапан перепускной,
12—трехходовой кран, 14—картер верхний; 15 — насос питательный, 16 —
сетка питательного насоса, 17— картер питательного насоса; 18 — канал к
холодильнику, 19 — труба сливная, 20 — канал к золотниковой коробке, 21
— насос откачивающий, 22 — насос системы смазки, 23 — клапан сливной ,
24 — фильтр масляный откачивающего насоса, 25—картер нижний 26 — щуп
уровня масла в нижнем картере, 27 — клапан нагнетательный, 28 — труба
всасывающая, 30 — окно сливное
Рис. 73. Трубопроводы системы смазки зубчатых
колес подшипников:
1-30 — обозначения те же, что и на рис. 72; 31, 41 — раздаточные трубы;
32—форсунки; 14—заливная горловина; 35—масломер; 36, 38 — проточки; 37 —
разводящие трубы; 39 — каналы; 40 — контрольная пробка