УСТРОЙСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ УНИФИЦИРОВАННОЙ
ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б
На тепловозах ТГМЗА и ТГМЗБ применяется гидравлическая передача УГП
750—1200 Калужского машиностроительного завода (рис. 54).
Гидропередача состоит из трех частей: гидравлической, механической,
системы автоматики и питания.
Гидравлическая часть передачи тепловоза ТГМЗА состоит из трех
гидроаппаратов: двух гидротрансформаторов и одной гидромуфты, тепловоза
ТГМЗБ — из двух гидротрансформаторов.
Насосные колеса гидроаппаратов получают вращение от
приводного вала через повышающую зубчатую пару. Это сделано для
уменьшения размеров гидропередачи. Дальнейшая их связь с ведущими
колесами тепловоза осуществляется с помощью жидкости, передающей свою
кинетическую энергию турбинным колесам, которые через систему зубчатых
колес жестко связаны с ведущими колесами тепловоза.
Включение гидроаппаратов производится путем поочередного наполнения их
рабочей жидкостью, а выключение — опорожнением.
В механическую часть передачи входит реверс-режим-ный редуктор и
механизм включения реверса и режимов. Механизм включения реверса и
режимов состоит из двух цилиндров двойного действия, системы рычагов и
блокировок.
Гидравлическая и механическая части гидропередачи расположены в общем
корпусе.
Автоматика, управляющая наполнением и опорожнением гидроаппаратов,
двухимпульсная. Переключение гидроаппаратов происходит автоматически в
зависимости от позиции контроллера машиниста (числа оборотов вала
дизеля) и скорости движения тепловоза.
Система автоматики электрогидравлическая. Командным органом системы
является электрическая ча:ть, а исполнительным — гидравлическая. Питание
гидроаппаратов рабочей жидкостью и смазка подшипника и шестерен
гидропередачи осуществляется центробежным питательным насосом. Подача
масла для смазки при движении тепловоза с неработающим дизелем
производится специальным шестеренчатым насосом, расположенным в нижней
части корпуса передачи. Масло на смазку подается питательным насосом
через холодильник.
Унифцированная гидравлическая передача (см. рис. 4) имеет две
кинематические цепи: первую — силовую, через которую осуществляется
передача крутящего момента от дизеля к осям колесных пар,
вторую—вспомогательную, через которую отбирается мощность на
вспомогательные нужды гидропередачи и тепловоза.
Силовая кинематическая цепь:
а) приводной вал с шестерней 1 повышающей зубчатой пары и шестерня
отбора мощности 37;
б) главный вал гидропередачи, состоящий из насосного вала и
турбинных-валов первой и второй ступеней. На насосном валу расположена
ведомая шестерня 2 повышающей зубчатой пары, насосные колеса двух
гидротрансформаторов и насосное колесо гидромуфты. На турбинном валу
первой ступени находится шестерня 23 и турбинное колесо первого
гидротрансформатора, на турбинном валу второй ступени — шестерня 34 и
турбинное колесо второго гидротрансформатора и гидромуфты;
в) вторичный вал, в который входят шестерни 22 и 3 первой и второй
ступеней. Они соединены между собой неподвижной шлицевой муфтой и
находятся в постоянном зацеплении с шестернями 23 и 34 главного вала и
шестерней 4 маневрового и 5 поездного режимов, которые постоянно
сцеплены с шестернями 16 и 10 раздаточного вала.
Шестерни 4 или 5 при помощи шлицевой подвижной муфты, постоянно
соединенной с шестерней 3, объедит яют гидравлическую часть передачи с
реверс-режимным редуктором;
г) вал реверса вместе с паразитной шестерней 17, которая находится в
постоянном зацеплении с шестерней 3 вторичного вала и шестерней 9
маневрового и 15 поездного режимов, постоянно сцепленных с шестернями 16
и 10 раздаточного вала.
Аналогично шестерням 4 и 5 шестерни 9 или 15 могут быть соединены при
помощи шлицевой подвижной муфты с шестерней 17, что обеспечивает
изменение направления вращения раздаточного вала,
д) раздаточный вал (выходной) с шестернями 16 и 10 маневрового и
поездного режимов.
Вспомогательная кинематическая цепь включает в себя
вал отбора мощности с шестерней 36, находящейся в постоянном зацеплении
с шестерней 37, и пару конических шестерен 30, 19, через которые
передается вращение валу привода питательного насоса.
От шестерни 10 раздаточного вала через шестерню 6 приводится в действие
насос системы смазки гидропередачи при движении тепловоза с неработающим
дизелем.
Передача крутящего момента осуществляется следующим образом: от дизеля
через упругую муфту момент передается на приводной вал и затем
через повышающую зубчатую пару 1 и 2—на главный вал
гидропередачи, с главного вала — на раздаточную шестерню 3 вторичного
вала, через шестерни
23 и 22 первой ступени и неподвижную шлицевую муфту, если заполнен
первый гидротрансформатор, или шестерню 34, если заполнен второй
гидротрансформатор или гидромуфта
Далее, в зависимости от направления движения тепловоза передача момента
производится через подвижную шлицевую муфту вторичного вала или через
паразитную шестерню 17 и такую же муфту вала реверса на раздаточный вал
Подвижные шлицевые муфты могут поочередно соединять раздаточный вал с
шестерни 4 или 9 и 16 маневрового режима, а также шестерни 5 или 15 и 10
поездного режима.
Рис 54 Общий вид гидропередачи
I — привод датчика скорости 2 — привод реверса и режимов 3— вал
приводной 4 — вал главный» о —корпус гидропередачи 6 — вал вторичным 7—
вал реверса 8 — вал раздаточный 9 — насос системы смазки 10— масляный
фильтр и электрогидравлические вентили 11— вал отбора мощности.
12—клапан подпорный 13— золотниковая коробка 14 — вал привода насоса, 15
— насос питательный 16 — насос откачивающий 17 — фильтр откачивающего
насоса