Одновременное восьмипозиционным прибором на
тепловозах устанавливается электрогидравлический вентиль остановки
дизеля (ВОД). ВОД останавливает дизель, прекращая подачу масла во
всережимный регулятор. С помощью специального кронштейна он укрепляется
на поддизельной раме, слева по ходу тепловоза.
На тепловозах до № 2065 установлен электрогидравлический вентиль (рис.
50), имеющий электрическую и гидравлическую части. К электрической части
относятся: корпус электромагнита 9 с крышкой 12 и сердечником 13
(изготовленные из специальной электрической стали Э8 ГОСТ 11036—64),
катушка 15, намотанная из медной проволоки (0 0,25 мм, I = 1 620 м),
якорь 16 и стакан 10, изготовленные из бронзы.
Электромагнит в сборе закреплен в корпусе 1
гидравлической части на резьбе. Чтобы масло не попадало в электромагнит
через резьбовое соединение, имеется прокладка 18. Снаружи электромагнит
закрыт колпачком И.
Гидравлическая часть состоит из стального корпуса 1 с запрессованной
стальной втулкой 2 и стальной скалки (золотника) 3. Скалка соединена
серьгой 20 с якорем 16 с помощью двух осей 7, удерживаемых от выпадания
пружинными кольцами 21.
Работа вентиля. При подключении напряжения к
катушке электромагнита возникают электромагнитные силы, втягивающие
якорь /6 до ограничителя 14. Вместе с якорем перемещается скалка 3,
сообщая своей кольцевой выточкой канал подвода масла от насоса дизеля с
каналом, соединенным трубопроводом с регулятором дизеля. Таким образом,
дизель подготовляется к пуску и работе.
При отключении напряжения от катушки электромагнита пружина 8,
опирающаяся одним торцом на неподвижную втулку 19, перемещает скалку 3
влево до упора. В этом положении канал подачи масла к регулятору
отключается от насоса и через отверстия в скалке (радиальные и осевые)
соединяется со сливом. Масло сливается из регулятора и дизель
останавливается.
При отказе электрической части (обрыв цепи, заедание якоря и др.)
вентиль может быть включен вручную поворотом кулачка 4, имеющего
специальную ручку, в положение «Ручное». При повороте кулачок отжимает
скалку в рабочее положение. Для возвращения скалки в исходное положение,
т. е. для остановки дизеля, необходимо повернуть ручку кулачка в
начальное положение — «Электрическое». Винт 5 является упором для
начального положения кулачка 4.
С тепловоза № 2065 ВОД унифицирован с электрогидравлическим вентилем,
применяемым в гидропередаче (см. главу IV).
Для подключения к масляной системе дизеля к вентилю болтами 6 и 8
прифланцован специальный кронштейн 5 (рис. 51). Кронштейн 5 служит также
для крепления вентиля к поддизельной раме. На наружной плоскости
кронштейн имеет три штуцера, к которым подсоединяются трубопроводы:
подвода от масляного насоса дизеля, отвода к регулятору и сливной. Между
привалочной плоскостью вентиля и кронштейном имеется паронитовая
прокладка 9.
На цепочке 2 прикреплена чека 4. При необходимости ручного включения
вентиля чека вставляется между гайкой и крышкой вентиля, удерживая
гидравлический золотник в рабочем положении. После ручного включения
дизель останавливается при выдергивании чеки 4 из-под гайки. При этом
пружина возвращает золотник в начальное положение, соединяя полость
регулятора со сливом.