Восьмипозиционный прибор и регулирование
оборотов дизеля М753Б тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б
Изменение затяжки всережимной пружины
регулятора дизеля производится восьмипозиционным прибором поршневого
типа (рис. 49), связанным с рычагом регулятора 33 тягой 31.
Основными деталями прибора являются корпус 8, гильза 17, поршни 21, 22,
23, клин 18, толкатель 7 и рычаг 5. Корпус отлит из чугуна, гильза,
толкатель, клин и рычаг стальные, поршни 21, 22, 23 изготовлены из
бронзы.
Гильза 17 устанавливается в корпусе на эпоксидном клее таким образом,
чтобы ее отверстия совпадали с отверстиями в корпусе, выходящими к
штуцерам I, II и III. К этим штуцерам подводится воздух от трех
электропневматических вентилей, управляемых контроллером машиниста.
Установка гильзы на эпоксидном клее обеспечивает плотность между ней и
корпусом.
Резиновые манжеты 19 и 20 служат для уплотнения кольцевых зазоров между
поршнями и гильзой. Клин 18 соприкасается с толкателем 7 через вставку.
Трущиеся поверхности этих деталей термообработаны для обеспечения
минимальных износов при работе. Толкатель постоянно прижат к косой
поверхности клина с помощью пружины 28 через рычаг 5 и болт 27. Опорами
клина являются поршень 21 (шаровая опора) и поршень демпфера 15
(цилиндрическая опора). От вращения вокруг оси опор клин удерживается
щечками толкателя 7.
Рычаг 5 прибора и рычаг 33 регулятора с тягой 31 соединяются с помощью
шаровых поводков, поджимаемых пружинами к опорным поверхностям для
обеспечения беззазорного соединения. Через пробку 6
в прибор заливают масло до появления его в отверстии пробки 9. В нижней
части корпуса установлен дроссель с регулировочным болтом 12, который
служит для изменения сечения прохода масла из рабочей полости демпфера в
полость под крышкой 1 (связанную с атмосферой) при движении поршня в
левую сторону.
Работа прибора. Рабочий механизм прибора
состоит из трех поршней, расположенных последовательно друг за другом и
перемещающихся в осевом направлении под действием сжатого воздуха,
подводимого через штуцеры I, II и III. Ход первого поршня 21
ограничивается упорным буртиком выступа крышки 24 и внутренней выточкой
в поршне. Перемещение поршней
22 и 23 ограничивается аналогичными выточками и упорами на первом и
втором поршнях. Величина хода поршня 23 равна 8 мм, поршня 22
относительно первого— 16 мм и третьего поршня 21 относительно второго—
32 мм.
В зависимости от подвода воздуха к одному, двум и -трем штуцерам
одновременно могут перемещаться один, два и три поршня, сдвигая клин 18
на суммарную величину своих ходов. Принятая на тепловозе
последовательность срабатывания электропневматических вентилей, подающих
сжатый воздух в прибор, обеспечивает постепенное перемещение клина 18,
толкателя 7, рычага 5, тяги 31 и рычага регулятора 33 по восьми
фиксированным позициям, соответствующим восьми позициям контроллера.
Порядок подвода воздуха к штуцерам прибора приведен в табл. 4.
ТАБЛИЦА 4
Плавность прибора при наборе позиций обеспечивается
гидравлическим демпфером, поршень 15 которого двигается одновременное
рабочими поршнями. Поршень 15 выталкивает масло из замкнутой (рабочей)
полости между ним и крышкой с фланцем 10 через дроссельное отверстие,
регулируемое болтом 12, в полость прибора под крышкой 1. Обратный ход
поршневого механизма прибора (при отключении подачи воздуха)
производится пружиной 11. Для быстрого перетекания масла в рабочую
полость демпфера (при обратном ходе) в поршне 15 имеется клапан 14,
открывающийся атмосферным давлением в связи с образованием разрежения в
этой полости, так как через малое отверстие в дросселе масло не успевает
заполнять ее объем.
Регулировка оборотов дизеля. Обороты дизеля на каждой позиции
контроллера должны быть в определенных пределах, указанных в инструкции
по эксплуатации тепловоза. Для возможности фиксирования оборотов дизеля
под нагрузкой замеры производят при заторможенном тепловозе и включенной
передаче, т. е. на стоповом режиме. Обороты регулируются с помощью
перемещения шарового поводка в прорези рычага 5 и путем изменения длины
тяги 31, имеющей резьбовое соединение по типу сгонной муфты. Смещение
оси шарнира в прорези рычага изменяет плечо шарнира и при одном и том же
угле поворота рычага 5 меняется величина хода тяги 31 между позициями
прибора и связанного с ней рычага 33 всережимного регулятора, а
следовательно, и число оборотов на каждой позиции. Начальное положение
рычага 5, соответствующее холостым оборотам дизеля, регулируется с
помощью болта 27, фиксируемого контргайкой 26.