Глушитель шума выпуска дизеля М753Б тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б
На тепловозах до №2008 устанавливался
глушитель, показанный на рис. 47. Он представляет собой цилиндрический
барабан, опирающийся фланцем на люк кузова 1. С выпускным коллектором
дизеля корпус глушителя соединен гофрированной трубой — компенсатором,
который позволяет разгрузить коллектор от дополнительных напряжений,
связанных с вибрацией дизеля, а также от веса глушителя. Внутри корпуса
глушителя имеется труба 6 с конусом. Конус, установленный на пути
выходящих газов, служит для резкого изменения направления потока газов,
что способствует отделению жидких частиц масла и топлива, выбрасываемых
вместе с газами (особенно на холостых оборотах дизеля), и оседанию их на
стенке корпуса. Сливающиеся по стенкам капли попадают в сборник 16 и
отводятся под тепловоз по трубе 14 Капли, попавшие на внутреннюю
поверхность конуса, вытекают через имеющееся в нем отверстие на угольник
10 и сливаются к сборнику 16
На верхнюю часть корпуса, выступающую над кузовом, установлен кожух 2 с
сеткой 4. Часть корпуса, находящаяся внутри кузова,
и внутренняя обечайка компенсатора покрыты тепловой изоляцией 9 и 12.
При работе быстроходного дизеля внутренние стенки глушителя сравнительно
быстро покрываются толстым слоем несгоревших продуктов. Аналогичное
явление происходит и в выпускных коллекторах дизеля. Поэтому для
обеспечения условий пожарной безопасности, т.е. для уменьшения выброса
искр из выпускной трубы и исключения случаев загорания продуктов выхлопа
внутри глушителя, необходимо своевременно, в сроки, оговоренные
инструкцией по эксплуатации, снимать и очищать глушитель, а также
разбирать и очищать выпускные коллекторы дизеля.
Начиная с тепловоза № 2008, устанавливается выпускное устройство
эжекционного типа (рис. 48). Преимущество такого устройства по сравнению
с описанным выше в полном отсутствии механической связи корпуса
выпускного устройства, закрепленного на кузове тепловоза, с выпускным
коллектором дизеля. Это исключает передачу вибраций от дизеля к кузову и
улучшает условия работы соединительных мест выпускного тракта. В данной
конструкции отсутствует гофрированный компенсатор, ненадежный в
эксплуатации.
За счет энергии выпускных газов, выходящих из конуса 4, происходит
подсос воздуха из машинного отделения через эжекционный кольцевой зазор
между внутренней трубой 6 и поддоном конуса 4. Этим достигается
дополнительная вентиляция и снижение температуры в дизельном помещении,
а также охлаждение деталей выпускного устройства, что увеличивает их
долговечность.
Верхним конусом 8 поток газа направляется на экран-сепаратор 9,
изготовленный из перфорированного листа с диаметром отверстий 10 мм.
Жидкие частицы, содержащиеся в выпускных газах, проходят через отверстия
в этом экране, а затем сливаются на дно корпуса и через сборник со
сливной трубой 1 отводятся под тепловоз. Поддон со сливной трубой 2
служит для сбора капель, стекающих с трубы 6, и отвода их под тепловоз.
Для закрытия кольцевого эжекционного зазора служит экран 5. В верхнем
положении экран удерживается на трех штифтах, приваренных к ребрам
корпуса. Чтобы закрыть экран, необходимо повернуть его (за ручки) на
небольшой угол вокруг оси глущителя (для выхода штифтов из пазов на
экране) и опустить на поддон. Все требования по уходу в эксплуатации за
глушителями с компенсаторами (см. выше) в равной мере относятся и к
эжекционному выпускному устройству.
Рис. 47. Глушитель шума выпуска
I — люк кузова 2— кожух, 3 — хомут 4—
сетка, 5 — рым болт, 6 — труба с конусом 7, 15— гайки 8— корпус
глушителя 9, 12 — изоляция 10 — угольник сливной
II — компенсатор, 13 — выпускной коллектор дизеля 14, 17 — трубы сливные
16 — сборник