СИСТЕМА НАДДУВА И ВЫПУСКА дизеля М753Б тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б
Нагнетатель дизеля М753Б тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б
Приводной центробежный нагнетатель расположен
в передней части двигателя. Привод крыльчатки нагнетателя осуществляется
от коленчатого вала через шестеренчатую передачу.
Кожух нагнетателя (рис. 19) состоит из двух отлитых из алюминиевого
сплава частей: корпуса 1, промежуточной стенки 12, в которых
смонтированы все основные детали.
В три верхние расточки промежуточной стенки запрессованы две бронзовые
втулки 30 и И, являющиеся подшипниками шестерен привода крыльчатки
нагнетателя.
Центральная расточка промежуточной стенки связана с остальными
отверстиями лучевыми приливами, в которых просверлены маслоканалы. В
бронзовых втулках 16, запрессованных в центральную расточку
промежуточной стенки, монтируется ступица 14 ведущей шестерни 13 привода
крыльчатки.
Ведущая шестерня 13 соединяется со ступицей 14 двенадцатью призонными
болтами. Ступица ведущей шестерни полая, с внутренними шлицами. В эти
шлицы входит рессора, передающая вращение ступице от коленчатого вала.
Перемещение рессоры ограничивается замковым кольцом, установленным в
проточку на шлицах. В осевом направлении ступица фиксируется шайбой 15 и
кольцевой гайкой.
Корпус нагнетателя 1 внутренней стенкой разделяется на две полости:
воздушную полость с расположенной в ней улиткой, через которую воздух
крыльчаткой нагнетателя подается во всасывающие коллекторы дизеля, и
полость, в которой расположен привод крыльчатки.
К внутренней стенке корпуса в воздушной полости винтами крепится стенка
диффузора 2. В центральной части стенки корпуса имеются три расточки. В
две крайние запрессованы бронзовые втулки 25, являющиеся вторыми
подшипниками шестерен привода крыльчатки; в среднюю расточку
запрессована стальная обойма 5, в которую с натягом установлен лабиринт
6 и залитая
свинцовистой бронзой стальная втулка 18, являющаяся
вторым подшипником валика 10 крыльчатки. Внутренняя стенка корпуса имеет
прилив со сверлением JI, соединяющим воздушную полость улитки с
лабиринтом 6. Поступающий по сверлению JI к лабиринтному уплотнению
воздух повышенного давления создает воздушный затвор, препятствующий
проникновению масла в воздушную полость корпуса.
Ведущая шестерня 13 привода крыльчатки входит в зацепление с двумя
шестернями 33, напрессованными на промежуточные валики 29. Каждая
шестерня 33 дополнительно соединяется с промежуточным валиком 29 тремя
штифтами. За одно целое с шестерней 33 выполнен поводок, имеющий шесть
прямоугольных пазов.
Каждый промежуточный валик 29 вращается в двух бронзовых втулках, одна
из которых расположена в корпусе нагнетателя, другая — в промежуточной
стенке. Центральное сверление в промежуточном валике, заглушенное по
концам пробками, и радиальные сверления предназначены для подвода масла
к- втулке фрикционной шестерни 27 и к втулке промежуточного валика,
расположенной в корпусе нагнетателя.
Фрикционная шестерня 27 имеет запрессованную в нее бронзовую втулку и
может свободно вращаться на промежуточном валике 29. Внутри фрикционной
шестерни помещаются шесть подбираемых по весу бронзовых сухарей 28,
связанных с шестерней 33 штифтами 26, входящими в пазы поводка шестерни.
Под действием центробежной силы сухари прижимаются к коническим
поверхностям фрикционной шестерни 27 и вращают ее. Для передачи
необходимого крутящего момента поверхности трения сухарей притираются к
поверхности трения фрикционной шестерни. Долевой зазор промежуточного
валика устанавливается подбором шайбы 31.
Валик крыльчатки 10 вращается в двух подшипниках, один из которых
расположен в промежуточной стенке, другой — во внутренней стенке корпуса
и фиксируется в осевом направлении со стороны промежуточной стенки
буртиком, расположенным на самом валике, а со стороны крыльчатки
—подпятником, состоящим из трех шайб 8, 9 и 17. Шайба 8 является
регулировочной и подбирается по толщине при регулировке долевого зазора
валика крыльчатки.
За одно целое с валиком крыльчатки выполнена шестерня, входящая в
зацепление с фрикционной шестерней 27. Для разгрузки валика крыльчатки
от изгибающего момента в приводе крыльчатки имеются два промежуточных
валика 29 с фрикционными шестернями 27, оси вращения которых расположены
в одной горизонтальной плоскости с осью валика крыльчатки.
На шлицевом конце валика крыльчатки монтируются
втулка лабиринта 7, шайба 19 и крыльчатка 3, которые затягиваются на
валике резьбовой пробкой 20, законтренной стопорной шайбой 21. Шайба 19
подбирается по толщине при регулировке зазора между корпусом нагнетателя
и Торцом крыльчатки. Валик крыльчатки имеет центральное сверление и
радиальные сверления для подвода масла к подшипникам валика и
подпятнику.
На фланец в передней части корпуса нагнетателя устанавливается и
крепится на шпильках входник 22, который служит каналом подвода воздуха
к нагнетателю. Верхней частью входник при помощи дюритового шланга 24
соединяется с трубой, идущей от воздушного фильтра. Отверстие в корпусе
нагнетателя, закрытое фланцем 4, предназначено для заливки
консервирующей смеси. Ввернутые в корпус ушки 23 служат для
присоединения переходника всасывающего трубопровода дизеля.
Масло для смазки нагнетателя поступает из маслораспределительного канала
верхнего картера. По наклонному сверлению 7 (см. рис. 11) в верхнем
картере и совпадающему с ним одному из сверлений в лучевом приливе
промежуточной стенки масло поступает в кольцевую выточку К (см. рис.
18). Из выточки К по сверлениям в лучевых приливах масло подводится ко
всем подшипникам промежуточной стенки. Подшипники, расположенные в
корпусе нагнетателя, втулки фрикционных шестерен и подпятник смазываются
маслом, поступающим из внутренних полостей валиков через радиально
просверленные отверстия.