Кривошипно-шатунный механизм дизеля М753Б тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б
Шесть прицепных шатунов сочленяются с
главными шатунами при помощи пальцев Главные шатуны расположены в левом
моноблоке, а прицепные — в правом.
Главный шатун 1 (рис. 16) изготовлен из легированной стали и состоит из
четырех элементов: верхней головки с запрессованной в нее бронзовой
втулкой 16, стержня двутаврового сечения, нижней головки с проушинами
под палец прицепного шатуна и отъемной крышки в нижней головке.
Втулка верхней головки главного шатуна смазывается маслом, поступающим
на трущуюся поверхность втулки через отверстия, расположенные в верхней
части головки.
В одно из верхних отверстий запрессован и развальцован латунный стопор
17, предохраняющий втулку от проворачивания. Стопор имеет сквозное
сверление для прохода масла на внутреннюю поверхность втулки. Отъемная
крышка 8 нижней головки шатуна крепится к нему пазовым соединением и
двумя коническими штифтами 7. Для обеспечения жесткости нижняя головка и
крышка имеют ребра 9.
В нижнюю головку главного шатуна с натягом устанавливается стальной
разъемный вкладыш, состоящий из двух половин: верхней 24 и нижней 25.
Внутренняя поверхность вкладыша залита свинцовистой бронзой. Нижняя
половина вкладыша фиксируется от проворачивания и осевого перемещения
штифтом 10, запрессованным в тело крышки, верхняя половина — квадратной
головкой трубчатого стопора 5, запрессованного в тело главного шатуна.
На нижней головке главного шатуна между проушинами расположена
промежуточная опора для пальца прицепного шатуна. Для подвода масла к
нижней головке прицепного шатуна промежуточная опора имеет ступенчатое
сверление 4, которое через отверстие трубчатого стопора сообщается с
внутренней поверхностью вкладыша.
Прицепной шатун 2 изготовлен из легированной стали.
Нижняя головка конструктивно не отличается от верхней головки главного
шатуна.
В нижнюю головку запрессована бронзовая втулка 19, фиксируемая от
проворачивания латунным стопором 3. Нижняя головка шатуна и втулка имеют
вырез, позволяющий пальцу 20 опираться на промежуточную опору.
Палец прицепного шатуна 20 стальной, с цементированной наружной
поверхностью, запрессовывается в проушины нижней головки главного
шатуна. В полость пальца масло поступает через отверстие 22, совпадающее
после запрессовки пальца в проушины главного шатуна со сверлением в
промежуточной опоре.
Палец прицепного шатуна предохраняется от проворота штифтом 23. В
отверстие пальца вставлена втулка 21, которая на наружной поверхности
имеет кольцевую проточку. Масло по отверстию 22, кольцевой проточке
втулки и отверстиям на верхней части пальца подводится для смазки
трущейся поверхности втулки 19 нижней головки прицепного шатуна.
Вес главного шатуна 8 190 ----- 8 250 г, а прицепного шатуна в сборе со
втулками — 2 950 ---- 2 980 г. Разница в весе одного комплекта шатунов
дизеля не должна быть больше 15 г для главных шатунов и 10 г для
прицепных.
Зазор между вкладышами шатуна и шейкой коленчатого вала находится в
пределах 0,070 —0,106 мм