Изготовлен из высококачественной легированной
стали и полностью азотирован. Шесть колен вала расположены под углом
120°.
Во вторую, третью, пятую и шестую коренные шейки запрессованы медные
трубки 5 (рис. 14), по которым масло от коренных вкладышей подводится во
внутреннюю полость шатунных шеек. Цилиндрические полости шатунных
шеек иа концах имеют конусные расточки под
дюралюминиевые заглушки 3, попарно стянутые болтами 4. Для
предотвращения течи масла под головки и гайки стяжных болтов ставят
медноасбестовые уплотняющие кольца 2, под гайку дополнительно укладывают
шелковую нить. В каждую шатунную шейку завальцованы по две медные трубки
9 для отвода центрифугированного масла и подвода его к шатунным
вкладышам. Внутренняя полость седьмой коренной шейки с одной стороны
закрыта конической заглушкой 15, с другой стороны—специальной заглушкой
18, имеющей центральное отверстие для перепуска масла в вал носка
дизеля. Внутри этой *полости находится поплавок 16, предназначенный для
уменьшения ее объема, что способствует ускорению прохода масла в вал
носка отбора мощности.
В первую коренную шейку коленчатого вала (счет шеек ведется со стороны
нагнетателя) запрессован хвостовик 13, жестко связанный с коленчатым
валом десятью цилиндрическим шпонками 6. Хвостовик имеет внутренние
шлицы, в которые входит рессора 10, передающая вращение ступице ведущих
шестерен нагнетателя. Осевое перемещение рессоры ограничивает замковое
кольцо 14.
В хвостовик коленчатого вала запрессована бронзовая втулка 12, служащая
опорой центральной шестерни 7 привода передач. Центральная шестерня
приводится во вращение поводком 8, который имеет наружные шлицы,
соединяющиеся с внутренними шлицами центральной шестерни и хвостовика
13. Поводок фиксируется в осевом направлении замковым кольцом 11,
расположенным в канавке центральной шестерни 7.
Коленчатый вал укладывается на семь опор верхнего картера и фиксируется
в осевом направлении щекой и буртом седьмой коренной шейки в стальных,
залитых свинцовистой бронзой полукольцах верхнего картера. Зазор между
коренными шейками коленчатого вала и коренными вкладышами находится в
пределах 0,075—0,130 мм.
Носок вала имеет фланец и центрирующий пояс, на который устанавливается
пружинный амортизатор 17, предназначенный для уменьшения неравномерности
крутящего момента.