БЛОКИРОВКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕВЕРСА И РЕЖИМА В
ГИДРОПЕРЕДАЧЕ ТЕПЛОВОЗА ТГМ3
Гидропередача 750—1 200 л. с. оборудована блокирующим устройством, не
позволяющим переключать реверс и режим во время движения тепловоза.
Система блокировки переключения состоит из клапана блокировки,
фиксаторов, рукоятки и штоков реверса и режима.
Устройство клапана блокировки показано на рис. 63.
Клапан включается в пневматическую систему управления тепловоза таким
образом, что полость А сообщается с главной воздушной магистралью при
включении электропневматического вентиля. Полость Б постоянно сообщается
с атмосферой, а полость В — с пневматическими цилиндрами фиксаторов
переключения рукояток и штоков реверса и режима. При отсутствии сжатого
воздуха в полости А полости Б и В сообщаются между собой. Диск 15 связан
с колесами и вращается при движении тепловоза. Когда открывается доступ
воздуха в полость А клапана, втулка 7 движется вниз вместе
с золотником 10 и клапаном 5. При этом пружинами
клапан прижат к своему посадочному месту, а золотник к упору во втулке.
Совместное движение происходит до тех пор, пока не перекроется зазор
между наконечником 14 и диском 15, равный примерно 1— 1,2 мм. Дальнейшая
работа клапана зависит оттого, вращается ли диск или нет. Если диск
вращается, наконечник, увлекаемый силой трения шарниром 12, отключается
в сторону. Золотник же может перемещаться дальше. Положение клапана 5 и
золотника 10 относительно втулки 7 остается неизменным. Доступ сжатого
воздуха во внутреннюю полость клапана будет закрыт. Полость В
по-прежнему сообщена с атмосферой и полостью Б через сверление в
золотнике, Таким образом, при вращающемся диске, т. е. при движущемся
тепловозе, клапан не позволяет сжатому воздуху проходить к
пневматическим цилиндрам фиксаторов переключения реверса и режима. При
неподвижном тепловозе диск 15 не вращается.
Как только наконечник 14 упрется в диск, золотник 10 останавливается, а
втулка и прижатый к ней клапан 5 продолжают двигаться вниз, сжимая
пружины 9 и 11 до тех пор, пока втулка 7 не остановится, дойдя до упора
в корпусе.
Хвостовик золотника 10 поднимает клапан 5 и сжатый воздух из полости А
попадает внутрь клапана. В результате относительного перемещения втулки
7 и золотника 10 внутренняя полость клапана и полость Б разобщаются.
Сжатый воздух через клапан пойдет в пневматический цилиндр фиксаторов
переключения. Как только диск 15 начнет вращаться, подача воздуха к
цилиндрам прекратится, так как под действием пружины золотник 10
опустится, клапан 5 сядет на свое место и полость В сообщится с полостью
Б, воздух из пневматического цилиндра выйдет в атмосферу.
При прекращении подачи воздуха в полость А и сообщении ее с атмосферой
все элементььклапана не возращаются в первоначальное положение и сжатый
воздух выходит из цилиндров.