Сервоцилиндры предназначены для выполнения следующих операций:
а) переключения режимов на валах переднего и заднего хода;
б) механической блокировки переключения — обеспечения включения только
одного из валов реверса;
в) управления электроблокировкой сигнальными лампами, обеспечения
невозможности трогания при неполностью включенной или при невыключенной
муфте режима;
г) частичного проворачивания всей передачи на случай невключения муфт
режима при попадании одного зуба на другой (зуб на зуб);
д) создания условий для ручного переключения реверса и режима при
отсутствии сжатого воздуха.
Установка состоит из корпуса 1 (рис. 50), прикрепленного к стакану 2,
воздушного цилиндра 3, закрепленного между корпусом
1 и стаканом 2. Поршень 4 передвигается по цилиндру при поступлении
сжатого воздуха от электроппевматических вентилей через штуцеры 27. Для
уплотнения в ручьях поршня и крышках цилиндра устанавливаются резиновые
кольца. Одним концом штока поршень 4 соединяется с траверсой 18 и
шарниром 19. Траверса 18 упирается в шайбу 17, отжимаемую пружиной 5. В
собранном состоянии механизма пружина 5 держи г поршень 4 в среднем
положении. Через шарнир 19 поршень соединен с рычагом 11, сидящем на
шлицах на валу 10. Вал 10 помещен в двух подшипниковых втулках,
запрессованных в корпусе 1. Нижняя часть вала 10 имеет зубчатую
полу-муфту для соединения с валом 14 рычагом ручного включения 12. На
верхней части вала 10 укреплен барабан 9, который при повороте вала 10
передвигает фиксатор механической блокировки 8, а кулачками 23, 24—26
производит включение конечных выключателей. Зубчатые полумуфты 15,
сидящие на валах 14, соединяются с валами рычагов режимных валов.
Пружина 5, установленная в стакан 2, имеет предварительный натяг. Для
нормальной работы установки в воздушной сети давление воздуха должно
быть равным 5—6 кг/см2.
Рис 50
При отсутствии сжатого воздуха в полости
цилиндра 3
механизм силой пружины 5 держит муфту режима в
среднем (выключенном) положении; при этом кулачки 23 и 24 не включают
конечные выключатели 22 и 21, а кулачком 26 включен только конечный
выключатель 25. При поступлении сжатого воздуха от электропневматических
вентилей в один из сервоцилиндров поршень
4 начинает перемещаться в одну из сторон и при этом через траверсу 18 и
шайбу 17, или через шайбу 16 сжимает пружину. При перемещении поршня 4
начинают поворачиваться вал 10 и барабан 9 с укрепленными на нем
кулачками 23, 24, 26. При перемещении поршня 4 барабан 9 передвигает
фиксатор механической блокировки, который стопорит барабан второго
сервоцилиндра, чем и обеспечивается невозможность включения муфт режима
валов переднего и заднего хода тепловоза одновременно.
Кулачок 26 при провертывании вала 10 держит включенным конечный
выключатель 25 до момента, когда муфта режима на 1—2 мм своими зубьями
войдет в зубья муфты шестерен маневрового или поездного режимов, и
только после этого конечный выключатель 25 отключается и размыкает свои
контакты в цепи поворота передачи при ее включении. Это позволяет
машинисту тепловоза при попадании муфт зуб на зуб произвести частичный
проворот передачи до получения момента включения. При полном ходе поршня
4 (а его ход равен 53 мм) в любую сторону и включенной муфте режима
одного из валов включается один из конечных выключателей 22, 21, который
своими контактами замыкает цепи сигнальной лампы и питания
электрогидравлических вентилей наполнения передачи. При включении в одно
из крайних положений происходит сжатие пружины 5. При выключении
электропневматического вентиля сжатый воздух из полости цилиндра 3
выходит в атмосферу, и под действием пружины 5 муфта режима
устанавливается в нейтральное положение.
При аварийном положении, когда нет сжатого воздуха, переключение
производится вручную путем проворачивания с помощью ломика, вставленного
в отверстие рычага 12. После проворота в отверстие рычага вставляется
фиксатор 13, который вводится в пластинку рычага, предохраняющую от
выпадания фиксатора 13 из отверстия рычага 12.
Если при аварийном положении требуется произвести реверсирование, то
фиксатор 13 вынимается из рычага 12 и переносится на рычаг второго
сервоцилиндра, а включение производится тем же способом.
Положения конечных выключателей 21, 22, 25, кулачков 23, 24, 26
регулируются на стенде, поэтому регулировать их дополнительно не
рекомендуется.
При разборке и сборке узла необходимо обращать особое внимание на
положение рычага 11, рычага муфты 12, шайбы сектора 9, вала 14 и муфты
15. Все эти детали должны устанавливаться по рискам или клеммам,
нанесенным при сборке передачи и проверке
на стенде. Сборка и соединение муфт 15 с выходными
палами режимных валов 55—305—00 и 55—306—00 должны производиться также
по монтажным рискам или клеймам, иначе режим работы передачи будет
нарушен.