ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТРАНСФОРМАТОР ТЕПЛОВОЗА ТГМ3

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТГМ3: Руководство по эксплуатации и обслуживанию - 1962 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТРАНСФОРМАТОР ТЕПЛОВОЗА ТГМ3 - ЧАСТЬ 2

 

 

На шлицевом конце вала 1 (РИС 25 Б) крепится фланцевый шкив 2. На шейках вала смонтированы два роликовых подшипника № 32220, которые воспринимают радиальную нагрузку и один шариковый подшипник № 220, воспринимающий осевую нагрузку. Подшипники находятся в стаканах 4 и 6. Со стороны фланцевого шкива 2 подшипники уплотняются резиновой манжетой 5 с пружиной и закрываются

крышкой. Шестерня с числом зубьев г=35 при помощи шлицев передает вращающий момент ведущему валу гидротрансформатора 17.

Опорами шестерни являются роликовые подшипники № 2220.

Первый из них смонтирован в гнезде 32, второй — в ступице 28. Все шестерни повышающего редуктора с подшипниками и стаканами находятся в верхнем 5 и нижнем 33 корпусах редуктора.

Раздаточный редуктор служит для привода компрессора, двухмашинного агрегата, насоса питания муфт, насоса питания ГТР. На шлицевом конце вала 1 гайкой 44 крепится шкив 2 привода компрессора. Гайка 44 стопорится штифтом. В процессе эксплуатации необходимо проверять крепление шкива 2, подтягивая гайку 44 и переставляя в новый паз стопорный штифт. Шестерня 37 (см. рис. 25) напрессована на вал 36 привода двухмашинного агрегата. На шейках вала 36 смонтированы два роликоподшипника и шариковый подшипник, находящиеся в стаканах.

На конусном хвостовике вала 36 крепится гайкой шкив 35 привода двухмашинного агрегата. С противоположной стороны вал имеет расточку, в которую вставлена шлицевая муфта 43 привода насоса питания муфт. Раздаточная шестерня с числом зубьев 35 через шестерни 38, 40 передает мощность шестерне 42, напрессованной на вал 41 привода насоса питания гидротрансформатора.

Комплексный гидротрансформатор ГТК-П конструкции ВНИИ относится к типу гидротрансформаторов с постоянным заполнением жидкостью, имеет активный диаметр по кругу циркуляции 466 мм. Гидротрансформатор состоит из насосного 22, турбинного 9 колес и двух колес 24 направляющего аппарата с муфтами свободного хода (автологами). Колеса отлиты из алюминиевого сплава Ал-4 ГОСТ 2685—53. Число лопаток насосного колеса г = 21, турбинного колеса г — 23, первого направляющего аппарата (по потоку жидкости) z = 37, второго направляющего аппарата 2 = 31. Для уменьшения диффузорных потерь в круге циркуляции лопатки турбинного колеса спрофилированы переменной толщиной.

Насосное колесо 22 жестко связано со ступицей 19, которая соединяется при помощи шлицев с валом 17. Турбинное колесо 9 имеет две опоры, с одной стороны оно опирается на обойму 8 с шарикоподшипником № 176130, с другой стороны крепится к кожуху (чаще), опирающемуся на шарикоподшипник № 215. Колеса направляющих аппаратов посредством шлицев связаны с обгоняющими муфтами (автологами) 11. В обоймах обгоняющих муфт имеются 18 пазов с наклонными площадками для одностороннего заклинивания роликов 12 и прижимные пружины. Обе обоймы с колесами направляющих аппаратов собраны на неподвижной втулке 13 и могут вращаться на ней только в сторону вращения насосного колеса. На шлицевой части вала 17 находятся втулка 30 с уплотнительными чугунными кольцами 29, втулка 10 и регулировочные кольца 27.

Против утечек масла также предусмотрены чугунные кольца 15. С помощью прокладки 25 и колец 27 производят регулировку

зазоров между колесами гидротрансформатора. Колеса гидротрансформатора собирают в следующем порядке:

а) после установки турбинного колеса 9 собираются колеса направляющих аппаратов 24 на втулке 13, при этом зазор С должен быть равен l мм. Зазор С контролируется при выбранном в одну сторону осевом люфте колес направляющих аппаратов. Осевой люфт направляющих аппаратов должен быть в пределах 0.5мм;

б) при установке направляющих аппаратов на ступице торец Б турбинного колеса должен совпадать с торцом Г первого направляющего аппарата. Регулировка совпадения торцов производится прокладками 25. Несовпадение торцов Б и Г допускается не более 0,3 мм;

в) после установки насосного колеса 22 зазор В должен быть равен 2±0,2 мм. Зазор В контролируется при затянутом положении насосного колеса 22 гайкой 45 и крышкой 31. Регулируют зазор регулировочным кольцом 27. Правильная установка указанных зазоров необходима из-за значительных осевых усилий, действующих на сближение турбинного и насосного колес и на разобщение колес направляющих аппаратов. Следовательно, зазор В по мере срабатывания трущихся поверхностей уменьшается. Для предотвращения полного сближения колес необходимо зазор В периодически проверять, особенно после стендовой обкатки гидропередачи. Поэтому при сборке зазор В лучше делать с плюсовым допуском. На сближение насосного и турбинного колес оказывает влияние износ торца крышки 31 и появление зазора а.

Из-за гидродинамического давления, действующего на разобщение колес направляющих аппаратов, зазор С по мере срабатывания трущихся поверхностей увеличивается. Поэтому зазор С лучше делать с минусовым допуском. Преобразующие способности комплексного гидротрансформатора состоят в следующем: насосное колесо, приводимое во вращение двигателем, создает масляный поток жидкости по замкнутому кругу (кругу циркуляции) через лопатки турбинного колеса и колес направляющего аппарата, но так как в момент разгона тепловоза турбинное колесо имеет малую скорость вращения, то для передачи определенной мощности дизеля на турбинном колесе создается большой вращающий момент, уменьшающийся по мере разгона турбинного колеса.

Установкой двух направляющих аппаратов получают три различные лопаточные комбинации.

Первая — оба направляющих аппарата замкнуты (режим одного гидротрансформатора).

Вторая — нервый направляющий аппарат свободен, второй замкнут (режим второго гидротрансформатора).

Третья — оба направляющих аппарата свободны (режим гидромуфты).

Высокое значение к. п. д. на большом скоростном диапазоне объясняется снижением ударных потерь путем включения (освобождения) направляющих аппаратов в момент, когда ударные потери на этих колесах начинают увеличиваться. Рабочая жидкость входит на лопатку направляющего аппарата безударно, когда входная кромка лопатки параллельна потоку входящего масла. Это положение соответствует определенной скорости турбинного колеса. При дальнейшем увеличении скорости турбинного колеса его поток на входе в направляющий аппарат меняет свое направление и заклиненный до этого муфтой свободного хода направляющий аппарат начинает вращаться вместе с турбинным колесом.

При передаточном отношении 0,62 [числа оборотов выходного вала (водила) к числу оборотов насосного колеса] освобождается первый направляющий аппарат, а при отношении 0,87 — освобождается второй направляющий аппарат, и гидротрансформатор переходит на режим гидромуфты, характеризуемый прямой передачей вращающего крутящего момента от насоса к турбине. Если из-за неисправности механизма свободного хода направляющие аппараты не расклиниваются или будут расклиниваться с опозданием, то в результате увеличения угла атак, определяющего направление потока, потери будут интенсивно возрастать. Следствием этой неисправности будет чрезмерно высокий нагрев масла гидротрансформатора со значительным снижением скорости движения тепловоза.

Планетарный механизм обеспечивает двухпоточную передачу мощности. Механический поток мощности повышает к. п. д. передачи на 2—3%. В планетарный ряд входят: солнечная шестерня 18, сидящая на шлицах вала 17, четыре сателлита 20, посаженных каждый на два подшипника 42308Д, венечная шестерня 21 и водило 14.

Опорами водила являются два шариковых подшипника ЦКБ 259. При помощи шлицев с валом водила соединен фланец зубчатой муфты 16. Вал 17 полый, устанавливается на двух опорах: справа — два роликоподшипника №2211, слева — шариковый подшипник 126220Г и роликовый подшипник № 2220.

В корпусе гидротрансформатора 23 монтируется водило и механизм переключения реверса. »

Примечание. На тепловозах ТГМЗ с № 223 введены конструктивные изменения гидротрансформатора (см. рис. 24 и 25 ).
 

 

 

Рис. 25а. Гидромеханический трансформатор с повышающим редуктором:
35 — шкив; 36 — вал; 37, 38 — шесте:)пи; 39 — шарикоподшипник; 40— шестерня; 41 — вал; 42 — шестерня; 43 — шлицевая муфта; 44 — гайка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..