ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВУХМАШИННОГО АГРЕГАТА И ДВИГАТЕЛЯ ВЕНТИЛЯТОРА ХОЛОДИЛЬНИКА
ТЕПЛОВОЗА ТГМ3
§ 82. В процессе эксплуатации производить осмотр двухмашинного агрегата
и электродвигателя вентилятора холодильника.
При осмотре обращать особое внимание на коллектор, щетки и щеточные
аппараты, соединительные шины и кабели щеткодержателей, подшипников и
других частей электрических машин в доступных местах.
Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой, полированной с
фиолетово-красноватым оттенком. При длительной работе машин под
нагрузкой на поверхности коллектора образуется тонкая прочная пленка
(политура), которая предохраняет коллектор от износа и улучшает условия
коммутации. Для сохранения указанной пленки шлифовку коллектора без
особой необходимости не производить. Во избежание возникновения
кругового огня по коллектору необходимо внутреннюю поверхность щита,
коллектор, изоляторы и бандаж коллектора содержать в чистоте, для чего
периодически протирать их чистой, сухой или слегка смоченной в спирте
или бензине безворсной салфеткой. Необходимо помнить, что находящаяся в
продорожке коллектора угольная пыль при работе машины может привести к
появлению кругового огня на коллекторе или к возникновению на нем
огневых полос. Рекомендуется очищать коллектор от угольной пыли жесткой
волосяной щеткой. Протирку и шлифовку коллектора производить без
напряжения на коллекторе. Если коллектор имеет следы подгара, оплавления
и шероховатости, вызывающие искрение щеток, поверхность коллектора
следует прошлифовать.
При шлифовке применять только стеклянную бумагу зернистостью 220 ГОСТ
5009—52 (бывшая № 00), заложенную в специальную деревянную колодку с
выемкой по радиусу коллектора и охватом по дуге не менее 100 мм. По
окончании шлифовки машину очистить от пыли, протереть и продуть сухим
сжатым воздухом.
При наличии нормальной коммутации в эксплуатационных режимах и биении
коллектора, не превышающих нормы, шлифовку и обточку коллектора не
производить.
§ 83. Щетки должны иметь прилегание к коллектору не менее 75% рабочей
поверхности, которая должна быть зеркально блестящей. При замене щеток
обращать внимание на величину нажатия, регулируя ее установкой пружин в
пределах норм.
Следует иметь в виду, что слабое или сильное давление щеток ведет к
появлению искрения и чрезмерному износу коллектора и щеток.
В обоймах щеткодержателей щетки должны ходить свобод но* без заеданий.
Износившиеся щетки, а также дефектные (например с обломанными кромками,
с поврежденной арматурой) должны быть заменены щетками той же марки.
Вновь установленные щетки должны быть предварительно притерты на
приспособлении, а затем пришлифованы к поверхности коллектора. Для этого
между щеткой и коллектором закладывается стеклянная шкурка (ее
зернистость 180, ГОСТ 5009—52, бывшая № 0 или 220, бывшая № 00).
Шероховатая сторона шкурки обращена к щетке. Щетка прижимается к
коллектору и шкурка протягивается вперед по вращению до-тех пор, пока
поверхность щетки не примет формы поверхности коллектора. Шлифовку
следует вести только при нажатии пружин щеткодержателей; прижимать щетку
руками не следует. Во время шлифовки щетки, не подлежащие замене, нужно
приподнять. После окончания притирки щеток необходимо продуть машину
сухим сжатым воздухом, запустить дизель и проработать на холостом ходу
15—20 мин.
При осмотре коллектора и щеточного аппарата надо обращать внимание на
зазор между щеткодержателем и поверхностью коллектора, а также на
состояние поверхности коллектора. Местное биение коллектора не
допускается.
§ 84. Кроме осмотра коллектора и щеточного аппарата, необходимо
осмотреть бандаж якоря, состояние пайки петушков коллектора и мест
соединения шины и кабелей.
Периодически в процессе эксплуатации, сразу после остановки дизеля, в
доступных местах проверять на ощупь нагрев подшипников.
Осматривая машины, следует проверить, нет ли на подшипниковом щите и
коллекторном бандаже смазки из подшипников, а также влаги, масла и грязи
на поверхности изоляции обмоток машин. При обнаружении в электрических
машинах влаги, масла, грязи необходимо доступные части обмоток и
коллектор протереть и продуть сухим сжатым воздухом. Механические
повреждения изоляции недопустимы.
Сопротивление изоляции обмоток электрических машин по отношению к
корпусу и между собой в холодном состоянии должно быть не менее 0,5 Мом.
Если сопротивление изоляции будет ниже указанного предела, то необходимо
определить место повреждения изоляции и устранить неисправность.
При понижении сопротивления изоляции электрических машин и отсутствии
признаков повреждения произвести сушку электрических машин.