УХОД ЗА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ тепловозов ТГМ4Б и
ТГМ4Бл
Двухмашинный агрегат и вспомогательные
электрические машины тепловозов ТГМ4Б и ТГМ4Бл
В процессе эксплуатации осматривайте двухмашинный агрегат и другие
электрические машины, обращая внимание на коллектор, щетки, щеточные
аппараты, соединительные шины, кабели щеткодержателей, подшипники и
другие части электрических машин в доступных местах. При длительной
работе машин под нагрузкой на поверхности коллектора образуется тонкая
прочная пленка (политура), которая предохраняет коллектор от износа и
улучшает условия коммутации. Для сохранения пленки коллектор без особой
необходимости не шлифуйте.
Во избежание возникновения кругового огня по коллектору внутреннюю
поверхность щита, коллекторы и бандаж коллектора содержите в чистоте,
для чего периодически протирайте их чистой сухой или слегка смоченной в
спирте или бензине безворсовой салфеткой. Необходимо помнить, что
находящаяся в продорожке коллектора угольная пыль при работе машин может
привести к появлению кругового огня на коллекторе или возникновению на
нем огневых полос. Рекомендуется очищать коллектор от угольной пыли
жесткой волосяной щеткой.
Протирать и шлифовать коллектор необходимо без напряжения на нем.
Если коллектор имеет следы подгара, оплавления шероховатости, вызывающие
искрение щеток, поверхность коллектора прошлифуйте. При шлифовке
применяйте только стеклянную шкурку зернистостью 220 (ГОСТ 5009—82) ,
заложенную в специальную деревянную колодку с выемкой по радиусу
коллектора и охватом по дуге не менее 100 мм. После шлифовки машину
очистите от пыли, протрите и продуйте сухим сжатым воздухом. При наличии
нормальной коммутации в эксплуатационных режимах и биении, не
превышающих норм, коллектор не шлифуйте и не обтачивайте.
Щетки должны прилегать к коллектору не менее чем на 75% рабочей
поверхности, которая должна быть зеркально блестящей. При замене щеток
обращайте внимание на нажатие, регулируя его установкой пружин в
пределах норм. Следует иметь в виду, что слабое или сильное нажатие
щеток ведет к появлению искрения и чрезмерному износу коллектора и
щеток.
В обоймах щеткодержателей щетки должны ходить свободно, без заеданий.
Износившиеся щетки, а также дефектные (например, с обломанными кромками,
поврежденной арматурой) заменяйте щетками той же марки. Вновь
установленные щетки предварительно притрите на приспособлении, а затем
пришлифуйте к поверхности коллектора. Для этого между щеткой и
коллектором заложите стеклянную шкурку зернистостью 180 и 220.
Шероховатая сторона шкурки должна быть обращена к
щетке. При этом щетку прижимайте к коллектору и
шкурку протягивайте вперед по вращению до тех пор, пока поверхность
щетки не примет форму поверхности коллектора. Шлифовку следует вести
только при нажатии пружин щеткодержателей (прижимать щетку руками не
следует) . Во время шлифовки щетки, не подлежащие замене, приподнимите.
После притирки щеток очистите машину сухим воздухом под давлением,
пустите дизель и проработайте на холостом ходу 15—20 мин.
При осмотре коллектора и щеточного аппарата обращайте внимание на зазор
между щеткодержателем и поверхностью коллектора, а также на состояние
поверхности коллектора. Биение коллектора не допускается. Осмотрите
бандаж якоря, состояние пайки петушков коллектора и места соединения шин
и кабелей.
Периодически в процессе эксплуатации сразу после остановки дизеля в
доступных местах проверяйте на ощупь нагрев подшипников. Осматривая
машины, следует проверить, нет ли на подшипниковом щите и коллекторном
бандаже смазки из подшипников, а также влаги, масла и грязи на
поверхности изоляции обмоток машин. При обнаружении в электрических
машинах влаги, масла, грязи доступные части обмоток и коллекторов
протрите и продуйте сухим воздухом под давлением не более 0,2 МПа (2
кгс/см2), так как более высокое давление может привести к механическим
повреждениям изоляции. Сопротивление изоляции обмоток электрических
машин по отношению к корпусу и между собой в холодном состоянии должно
быть не менее 0,5 МОм. Если сопротивление изоляции будет ниже, то
определите место повреждения и устраните неисправность. При понижении
сопротивления изоляции и отсутствии признаков повреждения электрические
машины просушите.
Уход за вспомогательными электрическими машинами (электродвигателями
топливных и масляных насосов, калорифера, вентиляторов кабины машиниста)
аналогичен уходу за двухмашинным агрегатом.