УХОД ЗА ЭКИПАЖНОЙ ЧАСТЬЮ тепловозов ТГМ4Б и
ТГМ4Бл
Общие сведения
В процессе эксплуатации основное внимание обращайте на работу буксового
узла, осевых редукторов и карданных валов; контролируйте регулировку
рычажной системы тормоза, тележек, состояние цельнокатаных колес и осей,
а также крепежа всей ходовой части. Регулярно, на каждом техническом
обслуживании ТО-3, проверяйте уровень масла в опорах и масленках
шкворня.
Подбуксовые струнки, ослабшие в посадке, обязательно контролируйте
магнитным дефектоскопом и в случае обнаружения трещин заменяйте.
Осевые редукторы, карданные валы и роликовые
буксы тепловозов ТГМ4Б и ТГМ4Бл
Для обеспечения исправной работы осевых редукторов и карданных валов
ежедневно проводите их внешний осмотр, проверяйте шплинтовку крепежных
гаек и болтов, а на техническом обслуживании ТО-3 — уровень масла,
который должен соответствовать верхней риске масломерного щупа. Нагрев
корпуса картера не должен превышать 70—80 С (нагрев считайте выше
нормального, если руку, положенную на корпус, невозможно удержать).
При осмотре обращайте особое внимание на состояние реактивных тяг,
проверяйте, нет ли трещин на тягах, проушинах и зазоров между
амортизаторами и привалочными поверхностями. Шарниры реактивных тяг
смазывайте при каждом техническом обслуживании ТО-3. Необходимо
соблюдать правила установки карданных валов от УГП к осевым редукторам,
своевременно добавляйте в них смазку, ежедневно проверяйте их крепление,
не допускайте боксования и перегрузки тепловоза.
В процессе эксплуатации ведите наблюдение за работой буксового узла. При
этом систематически проверяйте крепление буксового узла и крепление
роликовых букс. Максимальная температура наружных частей буксы во всех
случаях не должна превышать 70 С. Нагрев буксы считается выше, если
руку, положенную на буксу, невозможно удержать. По-вишенный нагрев
буксового узла может происходить из-за недостатка или
недоброкачественной смазки, разрушения подшипников, плохого поступления
смазки к трущимся поверхностям осевого упора, малого разбега колесных
пар и др. При появлении течи через лабиринтные уплотнения и в местах
присоединения крышек принимайте своевременные меры по устранению их.
В малогабаритной буксе арочного нагружения полость роликовых подшипников
заправляйте консистентной смазкой в количестве 1,4—1,5 кг, а полость для
питания фитиля осевого упора — жидкой смазкой. Смазку для фитилей осевых
упоров заливайте до нижней кромки заправочного отверстия, расположенного
на передней крышке буксы. Превышение этого уровня может привести к
перетеканию смазки к роликовым подшипникам и смешиванию ее с
консистентной. Уровень смазки проверяйте щупом.
Консистентная смазка подлежит замене, если она разжижена, загрязнена
механическими примесями (песок, металлические частицы) или имеет ржавый
цвет, а также если кислотное число (в мг КОН на 1 г смазки) более 5,
содержание механических примесей более 0,5%, содержание воды более 1% и
температура каплепадения смазки ниже 100 °С. В период эксплуатации
добавление смазки в буксы, а также ее смену производите в соответствии с
картой смазки. При вскрытии буксы необходимо следить затем, чтобы в нее
не были занесены грязь, песок, влага и т. д.
Для смены точек контакта роликов и беговых дорожек подшипников и
предохранения их от коррозии во время стоянок локомотивов в запасе в
ожидании ремонта необходимо через каждые 2 недели приводить тепловозы в
движение.
Свободный осевой разбег колесных пар в раме тележки должен быть в
пределах установленных норм. Уклоны К на рабочих поверхностях внутренних
наличников буксы должны соответствовать данным, указанным на рис. 63.
Разбег контролируйте по суммарным зазорам a + b + c+d с правой и левой
стороны рам тележки для данной колесной пары тепловоза. Зазоры а и b
расположены с правой и левой стороны между рабочими поверхностями
внутренних наличников буксы и наличников рамы тележки, а зазоры с и d -
с правой и левой стороны между осевыми упорами буксы и торцами осей
колесной пары.
Зазор между наличниками рамы тележки и буксы определяется как среднее
арифметическое двух замеров, производимых в средней части обоих
направляющих пазов буксы (на уровне оси-колесной пары) . Зазор между
торцами оси колесной пары и осевыми упорами определяется непосредственно
замерами высоты упора и расстояния между торцами крыши и оси. Этот зазор
можно определить по толщине набора прокладок между фланцами осевого
упора и торцом наружной крышки буксы, обеспечивающей соответствующий
разбег колесной пары при прижатом осевом упоре до плотного
соприкосновения с торцом оси.
Рис. 63.Регулировка разбега колесной пары:
1 — прокладки для регулирования свободного осевого разбега; 2 — осевой
упор; 3 — корпус; 4 - прокладки для регулирования преднатяга (номинально
К= 0,7 мм, максимально в эксплуатации К — 0,3 мм)