Уход за выпускной системой дизеля 211Д-ЗМ
тепловозов ТГМ4Б и ТГМ4Бл
Система (рис. 60) состоит из двух основных частей — конического патрубка
12, находящегося на фланце турбокомпрессора, и выпускного устройства,
смонтированного в корпусе 6 и установленного на люке крыши кузова
машинного помещения. Обе части не связаны механически друг с другом.
Между их экранами 7 и 9 предусмотрен кольцевой зазор А, поэтому масса
выпускного устройства не передается на турбокомпрессор дизеля, а
вибрация от дизеля не передается на кузов тепловоза. В корпус 6 вварена
камера смешения 5, имеющая форму диффузора с завихрителем 4. Для
получения эффекта эжекции необходимо, чтобы ось камеры максимально
совпадала с осью конуса 12. Это достигается равномерным по окружности
зазором А. На верхней части корпуса с помощью шпилек и гаек закреплен
фланец с обечайками, сепарацион-ной решеткой 2 и выпускным патрубком 1.
Выходящая из конического патрубка 12 струя выпускных газов, расширяясь,
входит в камеру 5. Возникает эффект эжекции, т. е. создается разрежение
в пространстве вокруг газовой струи внутри экрана 9. Поэтому через
кольцевой зазор А постоянно подсасывается воздух из машинного помещения
тепловоза, который смешивается со струей газа и значительно охлаждает
ее.
Из камеры 5 газ попадает на лопатки завихрителя, где получает
вращательное движение, и экраном 3 направляется к обечайке с решеткой 2.
Содержащиеся в газе твердые частицы центробежной силой прижимаются к
обечайке и истираются, а жидкие частицы продавливаются через отверстия в
решетке в полость между нею и стенкой корпуса, откуда сливаются в поддон
корпуса 6 через трубу 8 в поддон патрубка 12, а
затем через трубу 11 под раму тепловоза. Отверстие
14 предназначено для контроля за состоянием трубы 11. В случае ее
засорения через отверстие начнет вытекать масло, скопившееся в поддоне
13. Эффект глушения шума выпуска достигается в устройстве благодаря
резкому увеличению сечения струи газа, выходящей из камеры 5,
четырех-кратному изменению направления ее движения и глушению шума
газового потока в резонансной камере 15. Труба 10 служит для отвода
газов из картера дизеля.
Во время работы необходимо ежедневно следить за контрольным отверстием
14 и прочищать его. При вытекании масла через это отверстие необходимо
прочистить дренажную трубу 11. Для очистки внутренних поверхностей
выпускного устройства от нагара снимите глушитель с тепловоза, разберите
его. Отсоединив трубы 10 и 11, снимите патрубок конический 12. Очистите
скребками все детали и сливные трубы от нагара.
Сборку выпускной системы производите в обратном порядке. Поврежденные
паронитовые прокладки замените. Для обеспечения наиболее эффективной
работы выпускного устройства необходимо выдерживать в зазоре А (зазор
между обечайками выпускного корпуса и глушителя) разность замеров не
более 3 мм.