ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР дизеля 211Д-ЗМ тепловозов ТГМ4Б
и ТГМ4Бл
На тепловозе установлены два одинаковых воздухоочистителя (рис. 9) УТВ
(унифицированный тепловозный воздухоочиститель), работающих параллельно.
Воздух забирается из атмосферы через жалюзи в стенках кузова и
направляющие патрубки. Пройдя воздухоочистители, воздух поступает в
воздухосборник, смонтированный в люке крыши кузова, а из него — во
входной патрубок турбокомпрессора дизеля.
Основными частями воздухоочистителя являются корпус 11 и кассета 13. В
корпусе установлен поддон 8, в котором размещен блок 7 циклонов. У
входного воздушного отверстия имеется поворачивающая заслонка 6 и
постоянно открытая щель для прохода воздуха в поддон блока циклонов.
Масло в корпус заливается через горловину, закрытую крышкой с
маслоизмерительным щупом. На дне корпуса имеется сливной клапан 9 с
пробкой.
Кассета воздухоочистителя имеет фильтрующую набивку 4, изготовленную из
капроновых нитей диаметром 0,24 мм. Толщина слоя набивки 70 мм, а
плотность — 85 г/дм3. За набивкой (по ходу воздуха) расположена
маслоулавливающая ступень 2, представляющая собой набор проволочных
сеток квадратного плетения. Корпус и кассета соединены между собой
откидными замками и плотно прижаты к сборнику воздуха такими же замками.
Чтобы проходящий воздух не миновал фильтрующую кассету, устанавливается
уплотнительная прокладка 1.
При работе дизеля с малой нагрузкой, когда расход воздуха небольшой и
поток воздуха не может открыть заслонку 6, воздух засасывается через
узкую щель в поддон блока циклонов. Воздушный поток, закручиваясь в
циклонах, создает подъемную силу, которая увлекает находящееся в поддоне
масло и вместе с воздухом подает его на кассету. Возврат
масла с пылью происходит через отсек, отделенный от
полости всасывания воздуха вертикальной стенкой съемного листа 12, по
желобу 3. В поддон циклона масло попадает из общей емкости через
дозирующую трубку 10, входное отверстие которой приподнято над днищем
емкости, что исключает попадание осадка пыли в трубку. При работе дизеля
под нагрузкой поток всасываемого воздуха открывает заслонку б и большая
часть воздуха идет прямо на кассету, минуя циклон. Величина открытия
заслонки зависит от расхода воздуха (нагрузки дизеля).
В направляющих патрубках, установленных перед воздухоочистителями,
имеется дверца 5, фиксируемая вручную в двух положениях. При установке
ее в вертикальное положение перекрывается вход воздуха снаружи тепловоза
и открывается вход из дизельного помещения.