9.1. Осевой редуктор тепловоза ТГМ4 (сборка и разборка)
Разборку осевого редуктора (см. рис. 18) производите в такой
последовательности:
предварительно слейте масло из верхних и нижних полостей корпуса
редуктора через сливные пробки 21; установите редуктор в сборе с
колесной парой на нижний картер 23. При этом не допускается, чтобы
крышка насоса смазки была одной из точек опоры;
отверните болты крепления крышек и стаканов валов ведущего 7 и ведомого
14;
снимите болты, центрирующие конические шпильки и цилиндрический штифт по
разъему среднего 1 и верхнего 16 картеров (конические шпильки
выпрессовывают снизу вверх), снимите верхний картер; после съема
верхнего картера выньте ведущий и ведомый валы;
при необходимости выемки колесной пары снимите
средний картер, для чего следует освободить крепление крышек подшипников
колесной пары и крепление по разъему среднего картера с нижним 23, при
этом конические шпильки выпрессовы-вайте сверху вниз.
Разборка ведущего вала. Специальным насосом высокого давления к
сопрягаемым конусным поверхностям фланца 10 и вала 7 подведите через
каналы в валу масло, которое под высоким давлением разжимает насаженный
на вал с натягом фланец, и за счет осевой силы фланец по масляной пленке
соскакивает с вала.
Сместив стакан в сторону конической шестерни 5 и отвернув стопорящую
гайку, специальным съемником спрессовывайте шариковый и роликовый
подшипники.
При помощи масляного пресса снимайте и шестерню 5. После этого снимайте
стакан в сборе с наружным кольцом подшипника 4. Внутреннее кольцо этого
подшипника свободно снимается после нагрева индукционным нагревателем.
Разборка ведомого вала. Спрессуйте коническую шестерню 13. Затем
снимите стакан с наружным кольцом подшипника 15. Внутреннее кольцо этого
подшипника спрессуйте съемником или снимите свободно после нагрева
индукционным нагревателем. Подшипники 17 и 19 спрессуйте съемником после
снятия стакана, для чего снимите крышку стакана со стороны
цилиндрической шестерни.
Для предупреждения травматизма при разборке деталей с конусными
соединениями снимаемую деталь фиксируйте в осевом направлении,
обеспечивая свободу перемещения на величину 20—30 мм, несколько
превышающую осевой натяг. При отсутствии фиксации снимаемая деталь с
силой соскакивает с вала и может нанести травму.
Сборка осевого редуктора. Эту операцию производите в обратном
порядке. Сначала соберите ведомый и ведущий валы. Посадку подшипников по
внутренним кольцам производите с предварительным подогревом в масле до
температуры 100—110°С.
Кольца подшипников устанавливайте до плотного упора в смежные детали. В
процессе сборки особое внимание обращайте на сопряжение деталей с
конусными соединениями. Осевые натяги, пятна контакта конусных
соединений при проверке их по краске, а также температура нагрева
деталей с конусными соединениями должны соответствовать данным табл. 4.
Наличие забоин, заусенцев и других дефектов на конусных поверхностях
деталей недопустимо, так как приводит к неправильным замерам осевых
натягов, что в свою очередь может привести в процессе работы редуктора к
провороту деталей с последующим выходом из строя осевого редуктора.
Таблица 4
Наименование детали
(См. рис. 18)
Осевой натяг, мм
Пятно контакта
сопрягаемых поверхностей,
%
Температура нагрева
детали, °С
Шестерня коническая
5
10+3,25
75
190—200
Шестерня коническая
13
10+3*35
75
190—200
Фланец 10
75
240—250
Сборку деталей с конусными соединениями производите
тепловым способом. Во избежание снижения твердости зубьев конических
шестерен в процессе нагрева их нагрев производите только индуктивным
способом, а температуру нагрева замеряйте на ступице. При таком способе
зубья шестерен нагреваются менее интенсивно, чем ступица.
При установке ведущего и ведомого валов необходимо (в случае постановки
новых шестерен взамен изношенных) отрегулировать коническую пару
шестерен 5 и 13 на прилегание по краске и боковому зазору между зубьями
за счет подшли-фовки полуколец. При этом боковой зазор должен быть в
пределах 0,2—0,6 мм. Величины максимальных и минимальных зазоров
определяйте при выбранных зазорах в подшипниках. Отпечаток от краски
должен занимать не менее 40% длины зуба и 70% рабочей высоты зуба и
должен быть смещен в сторону меньшего модуля. Положение бывших в работе
шестерен нарушать нежелательно, так как шестерни уже приработались друг
к другу. Предельно допустимые величины боковых зазоров в эксплуатации не
должны превышать для конической пары 1,6 мм, для цилиндрической — 2,6
мм.
Для уплотнения разъема картеров по наружному и внутреннему периметрам
укладывают на расстоянии 4 мм от болтов и смазочных каналов шелковый
шнур № 1 (ГОСТ 1768—75), пропитанный лаком «Герметик». Шнур по всей
длине не должен иметь утолщений, обрывов и узлов.
Во избежание повреждения шестерни привода насоса при установке колесной
пары рекомендуется насос смазки устанавливать после закрепления на
колесной паре нижнего и среднего картеров осевого редуктора. Боковой
зазор 0,3—0,8 между зубьями шестерни привода насоса смазки 22 и ведущей
шестерни в случае замены шестерен регулируйте за счет толщины прокладок
между основанием насоса и крышкой осевого редуктора.
Взаимное положение бывших в эксплуатации шестерен нарушать не
рекомендуется. Наибольший боковой зазор допускается до 1,6 мм.
В процессе сборки обращайте внимание на затяжку и сто-порение всех
креплений.