6.8. Уход за маслоохладителем дизеля и УГП
тепловоза ТГМ4, ТГМ4А
Очистку и промывку маслоохладителя производят на текущем ремонте ТР-2.
Если обнаружится ухудшение теплообменной способности маслоохладителей
или большое повышение давления, очистку их разрешается производить
раньше указанного срока.
Для очистки масляного тракта необходимо демонтировать маслоохладитель из
системы и выпустить по возможности масло. Затем промыть водяную полость
прокачиванием насосом производительностью 240—290 л/мин водяного
раствора, состоящего из 4% окисленного петролатума и 5% каустической
соды и подогретого до температуры не ниже 93°С. Скорость прохождения
раствора между трубками должна быть 1,3—1,6 м/с. Время промывки — 80 мин
в направлении, противоположном потоку масла, и 40 мин — в направлении
потока.
В течение 15—20 мин промойте масляную полость водой, нагретой до
температуры не ниже 80°С. Затем, сняв крышки холодильника, выньте и
осмотрите охлаждающий элемент.
Очищая трубки с внутренней стороны (со стороны водяного тракта),
установите маслоохладитель так, чтобы водяные патрубки были обращены
вверх, заполните водяное пространство маслоохладителя 5%-ным раствором
соляной кислоты, нагретым до температуры 60°С. Для уменьшения действия
кислоты на металл следует добавлять к раствору соляной кислоты по 210 г
на каждые 10 л щавелевой кислоты или 5% столярного клея от общего
весового количества введенной в раствор соляной кислоты.
После прекращения вспенивания, но не более чем через 15 мин с момента
начала заливки вылейте раствор из маслоохладителя и тщательно промойте
водяной тракт сначала горячей (t=70°C), а затем холодной водой.
После окончания очистки, пользуясь специальным приспособлением,
произведите гидравлическое испытание полости масла под давлением 8
кгс/см2 в течение 10 мин и полости воды на плотность давлением 2 кгс/см2
при полностью собранном маслоохладителе. Течь по трубной доске устраняют
запайкой мест течи припоем ПОС-30. При обнаружении течи из трубок
последние запаивают с обоих кондов. Количество запаянных трубок не
должно превышать 5% их общего числа в маслоохладителе. Заметив течь
через сальниковое уплотнение подвижной головки охлаждающего элемента,
необходимо подтянуть болты нажимного фланца. Перетягивать болты не
рекомендуется. Сальниковые резиновые кольца замените новыми.
После гидравлического испытания маслоохладитель установите над баком и
через масляное пространство прокачайте профильтрованное подогретое
масло.
Примечание. При обнаружении в масляной системе гидропередачи алюминиевой
стружки выньте из корпуса охлаждающий элемент маслоохладителя и очистите
его.