Гидропередача предназначена для передачи вращающего момента от
коленчатого вала дизеля через карданные валы и осевые редукторы на
колесные пары тепловоза. Вращающий момент при этом автоматически
преобразуется в зависимости от нагрузки и скорости движения.
Гидропередача состоит из трех частей (по принципу работы):
гидравлической, механической, системы автоматики. Гидравлическая часть
передачи включает в себя два гидротрансформатора.
Насосные колеса гидроаппаратов получают вращение от приводного вала
через повышающую пару. Дальнейшая их связь с механической частью
осуществляется при помощи жидкости, передающей свою кинетическую энергию
турбинным колесам, которые жестко связаны с шестернями первой и второй
ступеней, причем шестерня второй ступени расположена на одном валу с
турбинным колесом второго гидротрансформатора.
Включение гидроаппаратов производится путем поочередного наполнения их
рабочей жидкостью, а выключение — опорожнением.
В механическую часть гидропередачи входят: повышающая передача первой и
второй ступеней, реверс-режимная передача, которая осуществляется при
помощи шестерен реверс-режимного и раздаточного валов путем включения
соответствующих направлению движения и режиму работы муфт. Включение
муфт происходит при помощи сервоцилиндров двойного действия через
систему рычагов.
Гидравлическая и механическая части гидропередачи располагаются в общем
корпусе, состоящем из пяти различных частей, соединенных болтами.
Система автоматики осуществляет управление наполнением и опорожнением
гидроаппаратов в зависимости от скорости движения локомотива и позиции
контроллера. Командным эрганом системы автоматики является электрическая
часть, а исполнительным — гидравлическая. Это обеспечивает
наи-выгоднейший коэффициент полезного действия тепловоза при движении с
разными скоростями и нагрузками. Командный орган системы автоматики
устанавливает момент переключения гидроаппаратов в зависимости от
определенного соотношения между скоростью движения тепловоза и частотой
вращения коленчатого вала двигателя.
Питание гидроаппаратов рабочей жидкостью и системы смазки подшипников и
шестерен гидропередачи осуществляется центробежным питательным насосом.
Подача масла для смазки при движении тепловоза с неработающим двигателем
производится специальным шестеренным насосом, расположенным в нижней
части корпуса передачи. Система смазки состоит из трубопроводов, каналов
в корпусе, выемок и отверстий в стаканах и дистанционных кольцах. Масло
на смазку подается питательным насосом через холодильник тепловоза.
Более подробно описание гидропередачи см. в Инструкции по эксплуатации и
обслуживанию гидропередачи, входящей в комплект технической документации
тепловоза.