Глава VI ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЗА ТГМ6А

  Главная      Учебники - Тепловозы     Устройство тепловоза ТГМ6А (Издание второе) (В. Н. Логунов) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

Глава VI ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЗА ТГМ6А


1. Общие сведения



Необходимость применения охлаждающего устройства с принудительной циркуляцией воды и масла вытекает из принципа работы силовой установки тепловоза. Так, в дизеле в полезную работу превращается около 40% теплоты, выделяющейся при сгорании топлива. Остальная теплота теряется с отработавшими газами и отводится водой и маслом от поршней, стенок цилиндров, турбовоздуходувки, выпускных коллекторов и других деталей, нагревающихся горячими газами и нагнетаемым в цилиндры дизеля воздухом, а также в результате действия сил трения. Работа тепловозной гидропередачи также сопровождается выделением теплоты в связи с потерями мощности в гидроаппаратах, шестернях, подшипниках, причем в теплоту в зависимости от режима может превращаться до 30% мощности.

Охлаждающее устройство тепловоза ТГМ6А имеет следующие особенности: охлаждение масла дизеля и УГП в водомасляных теплообменниках, автоматическое регулирование температурного режима силовой установки, возможность агрегатной сборки. В связи с усовершенствованием дизеля ЗА-6Д49 конструкция охлаждающего устройства неоднократно изменялась. В книге описано устройство для дизеля с охлаждаемыми коллекторами, устанавливаемое на тепловозах ТГМ6А, начиная с № 549.

На тепловозах ТГМ6А благодаря применению водомасляных теплообменников для охлаждения масла гидропередачи н дизеля удалось отказаться от масляных секций. Это значительно повысило надежность охлаждающего устройства тепловоза, так как эксплуатационная надежность водяных секций примерно в 10 раз выше, чем масляных.

Охлаждающее устройство (рис. 113) расположено в передней части тепловоза и состоит из теплообменных аппаратов — водовоздушных секций и маслоохладителя гидропередачи (охладители наддувочного воздуха и масла дизеля расположены непосредственно на дизеле), вентилятора с приводом, устройств для управления боковыми и верхними жалюзи с элёктропневматическим и ручным приводами, устройств защиты секций от переохлаждения (утеплительных чехлов, коллекторов и системы трубопроводов). Охлаждающее устройство выполнено в виде самостоятельного узла, что позволяет осуществлять его агрегатную сборку, проверку и гидроиспытания вне тепловоза.

Коллекторы и секции устанавливают в боковые проемы каркаса 9. Нижние 17 и 18 и верхние 10 и 19 коллекторы прикреплены к

угольникам передней и задней стенок. К коллекторам присоединяют охлаждающие секции. С левой стороны по ходу движения присоединяют охлаждающие секции. С левой стороны по ходу движения тепловоза расположено 11 секций 15 охлаждения воды основного контура, с правой — три секции основного контура и ближе к машинному отделению — восемь секций 22 дополнительного контура, в которых охлаждается вода, циркулирующая в охладителях наддувочного воздуха и масла дизеля. Горячая вода обоих контуров дизеля подводится к патрубкам в торцах верхних коллекторов и проходит по секциям в нижние коллекторы. Оттуда вода дополнительного контура поступает к водяному насосу дизеля, а основного контура — на охлаждение масла гидропередачи в маслоохладитель 1, установленный на задней стенке каркаса в машинном помещении, затем к водяному насосу своего контура.

Снаружи секций на каркасе установлены боковые жалюзи 14 и 21, к которым в зимнее время прикрепляют утеплительные чехлы. Внутри каркаса на раме тепловоза установлен гидроредуктор 3 привода вентилятора. Вращение от дизеля к гидроредуктору передается через вал 2 с упругими пальцевыми муфтами. Выходной (вертикальный) вал гидроредуктора соединен карданным приводом 16 с подпятником, на валу которого находится вентиляторное колесо 7.

Над вентилятором установлены верхние жалюзи 6. Пневматический привод боковых и верхних жалюзи размещен соответственно на передней и задней стенках каркаса. Жалюзи, помимо автоматического, имеют ручной привод, который используется при отказе дистанционного управления. Внутренняя поверхность охлаждающего устройства уплотнена металлическими листами, исключающими подсос воздуха не через секции. При работе тепловоза боковые и верхние жалюзи автоматически открываются и закрываются, а вентилятор автоматически включается в зависимости от температуры воды основного или дополнительного контура дизеля. Вентилятор автоматически включается и выключается в зависимости от температуры воды основного или дополнительного контура дизеля. Вентилятор, вращаясь, создает в шахте охлаждающего устройства разрежение, под действием которого наружный воздух всасывается через отрытые боковые жалюзи, проходит через секции, отбирая тепло у воды, и выбрасывается вентилятором через верхние жалюзи в атмосферу. Такая схема работы охлаждающего устройства называется всасывающей.

Каркас охлаждающего устройства представляет собой сварную конструкцию из швеллеров и уголков, обшитую стальным листом толщиной 3 мм. В передней стенке каркаса расположена дверь

13 для прохода в шахту охлаждающего устройства. В верхней части стенки предусмотрена ниша в для установки прожектора и лючки для доступа к приводу боковых жалюзи. К внутренней стороне передней стенки приварены бонки для установки цилиндров привода

боковых жалюзи, кронштейн для электропневматических вентилей, там же проложены кондуиты.

Задняя стенка каркаса имеет более жесткую конструкцию, так как к ней подвешен малоохладитель гидропередачи. В стенке выполнены отверстия для привода вентилятора, выхода патрубков верхних коллекторов и труб. Со стороны машинного помещения к стенке приварены бонки для установки цилиндра привода верхних жалюзи и кронштейн для электропневматических вентилей.

Ширина передней стенки каркаса на 200 мм меньше, чем задней стенки и кузова машинного помещения тепловоза. Такая трапецеидальная форма каркаса охлаждающего устройства улучшает обозор из кабины машиниста. Стенки соединены между собой уголками, а также боковыми и горизонтальными листами. В левом и правом наклонных боковых листах установлены светящиеся номерные знаки тепловоза. Между двумя горизонтальными листами приварен диффузор вентилятора из листовой стали толщиной 5 мм. Расширяющийся входной воздушный коллектор предназначен для обеспечения плавного подвода воздуха к вентиляторному колесу, что позволяет увеличить к. п. д. вентилятора. К диффузору приварено шесть П-об-разных платиков, на которые установлена опора подпятника. Опора выполнена съемной для возможности монтажа и демонтажа редуктора привода вентилятора.

К крыше каркаса приварена рамка для верхних жалюзи. Проем между горизонтальными листами со стороны задней стенки предназначен для установки расширительного водяного бака 5. В крыше каркаса имеется отверстие для выхода заливочной горловины бака.

 

 

 

 

Рис. 113. Охлаждающее устройство:
1—маслоохладитель УГП; 2—вал с упругими муфтами; 3—гидроредуктор; 4—привод верхних жалюзи; 5—водяной бак; 6—верхние жалюзи;
7—колесо вентилятора; 8—ниша для прожектора; 9—каркас, 10—левый верхний коллектор; 11—цилиндр привода левых жалюзи; 12—воздушный трубопровод; 13—дверь; 14—левые жалюзи; 15—секции основного контура; 16—карданный привод; 17—правый нижний коллектор; 18— левый нижний коллектор; 19—правый верхний коллектор; 20—цилиндр привода правых жалюзи; 21—правые жалюзи; 22—секции дополнительного контура 23—выход воды основного контура; 24—выход воды дополнительного контура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..