Общие сведения. Электрической (принципиальной, функциональной,
соединений и т. п.) схемой называется условное графическое изображение
электрических машин, аппаратов, приборов и прочих элементов
электрооборудования и соединяющих их проводов. В электрической
принципиальной схеме тепловоза (рис. 112 на вкладке) отображены все
монтажные элементы (зажимы, контактные соединения, штепсельные разъемы и
т. п.) электрических цепей. Маркировка проводов и всех электрических
аппаратов и устройств на схеме соответствует их маркировке на тепловозе.
Контакторы и реле изображены на схеме в обесточенном состоянии, которое
называется нормальным. Контакты, закрытые в нормальном положении,
называются размыкающими (р), открытые — замыкающими (з). Отдельные
элементы, принадлежащие одному аппарату (например, катушка контактора,
силовые контакты, блокировочные контакты), имеют одинаковую с ним
маркировку.
На схемах все виды электрооборудования изображены в соответствии с ГОСТ
2.721—74—2.756—76.
За исходное принимают такое состояние объединенного схемой
электрооборудования, когда дизель не работает, нет избыточного по
отношению к атмосферному давления в системах, вода, масло дизеля и масло
гидропередачи не нагреты, все аппараты обесточены (отключены) или стоят
в нейтральном (нулевом) положении. Отдельные коммутационные аппараты
могут быть показаны в ином состоянии, если это оговорено. Например,
часть автоматических выключателей (автоматы-предохранители) изображены
на схеме во включенном положении, так как оно является для них
нормальным. Остальные автоматические выключатели, тумблеры,
переключатели, рубильник, кнопки показаны в выключенном положении.
Монтажные элементы (зажимы и штепсельные разъемы) в зависимости от их
местоположения на тепловозе имеют следующие обозначения на схеме:
Зажимы или выводы:
» реле времени, регуляторе напряжения, приборах, выносном пульте
управления, счетчике моточасов и др. . . специальных
обозначений
нет
К указанным обозначениям монтажных элементов после точки дописываются:
для зажимов—цифра, являющаяся частью марки-
ровки подключаемых к данному зажиму проводов
(например, зажим или вывод шкафа, к которому подключены провода 79.1,
79.2 и т. д., имеет маркировку Ш.79); для разъемов дописывается цифровой
порядковый номер контакта разъема, который включен в данную цепь
(например, А.7 означает, что в данную описываемую цепь включен 7-й
контакт штепсельного разъема А контроллера машиниста).
Маркировка проводов состоит из основной общей цифровой части и
дописываемого после точки порядкового номера провода. Общая цифровая
часть указывает на то, что все провода данной группы непосредственно
соединены друг с другом с помощью перечисленных монтажных элементов или
выводов аппаратов (зажимов, лепестков под пайку и пр.). Порядковые
номера, дописываемые после точки, позволяют различать провода данной
группы, имеющей общую цифровую часть.
Электрическую схему тепловоза по назначению можно разделить на несколько
цепей: источников питания; подзаряда аккумуляторной батареи; управления
дизелем; управления передачей, управления вентилятором и жалюзи;
контроля и сигнализации; системы бдительности; вспомогательных нужд;
освещения.
За время выпуска тепловозов в электрические схемы вносились изменения,
так что схемы конкретных тепловозов могут несколько отличаться от схемы,
приведенной в настоящей книге.
Работу электрической схемы будем рассматривать в том порядке, в котором
обычно она функционирует с момента прихода локомотивной бригады на
тепловоз.