2. Электрические машины тепловоза ТГМ6А

  Главная      Учебники - Тепловозы     Устройство тепловоза ТГМ6А (Издание второе) (В. Н. Логунов) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    .. 

 

 

2. Электрические машины тепловоза ТГМ6А



Электростартер ЭС-2 тепловоза ТГМ6А


(рис. 91) предназначен для пуска дизеля. Он представляет собой двигатель постоянного тока смешанного возбуждения, питающийся от аккумуляторной батареи напряжением 64 В, мощность на валу 22 кВт (30 л. с.). Исполнение двигателя закрытое, горизонтальное; он крепится к дизелю посредством хомутов; выводы защищены изоляционным кожухом.

При пуске дизеля напряжение от аккумуляторной батареи подается на катушку тягового электромагнита 4. Якорь 3 тягового электромагнита втягивается внутрь катушки, преодолевая усилие возвратных пружин 2 и 14, при этом он через шток 1, втулку 10, пружины И и 12 и гайку 13 воздействует на хвостовик 17, имеющий на конце шестерню. Хвостовик движется поступательно и одновременно вращается в направлении, противоположном направлению его вращения при пуске дизеля. Вращательное движение хвостовику сообщает через эвольвентное шлицевое соединение гайка 13,

которая при поступательном перемещении свинчивается по прямой четырехходовой винтовой резьбе с вала 8 якоря электростартера. Если при этом перемещении зубья шестерни хвостовика натолкнутся на зубья венца маховика дизеля, то поступательное движение хвостовика прекратится. Гайка же будет продолжать двигаться поступательно в шлицевом соединении с хвостовиком и свинчиваться по винтовой резьбе вала, сообщая хвостовику тем самым только вращательное движение.

При совпадении зубьев шестерни хвостовика с впадинами венца пружины 11 и 12 выдвинут хвостовик на (25+1) мм до упора и произойдет надежное его зацепление с маховиком. В процессе поступательного движения хвостовика под действием пружин гайка 13, соединенная с хвостовиком шлицевым соединением, также движется только поступательно, так как в этот момент поворачивается якорь 9 электростартера (за счет действия тягового электромагнита).

После входа шестерни хвостовика в зацепление с зубчатым колесом маховика дизеля замыкаются контакты 5 блокировочного устройства тягового электромагнита, в результате чего происходит подключение электростартера к аккумуляторной батарее и шунтирование обмотки тягового электромагнита. Вал электростартера, а вместе с ним вал дизеля начнут вращаться.

Как только произойдет пуск дизеля, частота вращения его вала возрастет, вследствие чего линейная скорость венца маховика станет больше линейной скорости шестерни хвостовика, сцепленной с венцом, и вал дизеля превратится из ведомого в ведущий. Хвостовик будет иметь теперь частоту вращения большую, чем частота вращения якоря электростартера. Это приведет к тому, что гайка 13 начнет двигаться по винтовой резьбе вала якоря электростартера в обратном направлении и увлекать за собой хвостовик, выводя его из зацепления с венцом маховика. Электростартер автоматически выйдет из зацепления и начнет работать на холостом ходу до момента отключения его от аккумуляторной батареи.

 

 

 

 

Рис. 91. Электростартер ЭС-2;
1—шток; 2—возвратная пружина якоря тягового электромагнита; 3, 9—якоря; 4—катушка тягового электромагнита; 5—контакты блокировочного устройства; 6—коллектор, 7—щетки;
8—вал, 10—втулка; И, 12—буферные пружины; 13—гайка механизма зацепления; 14— возвратная пружина механизма зацепления, 15—крышка; 16—гайка; 17—хвостовик; 18—
болт; 19—винт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    ..