4.
Система смазки зубчатых колес и подшипников УГП тепловоза ТГМ6А
В системе смазки зубчатых колес и подшипников УГП (рис. 69) используется
рабочая жидкость (масло) гидропередачи. Масло заливают через заливочную
горловину: 225 л в верхний и 55 л в нижний картеры. При пуске дизеля
начинает работать питательный центробежный насос, который подает масло
одновременно по двум ветвям: к золотниковой коробке и на выход из
гидропередачи (в теплообменник). Во время работы тепловоза масло от
насоса через золотниковую коробку попадает б соответствующий
гидроаппарат и затем сливается в верхний картер. Масло, прошедшее через
теплообменник, возвращается в гидропередачу. На входе в нее на боковой
стенке корпуса УГП расположен подпорный клапан
(рис. 70), который служит для поддержания постоянного давления в системе
смазки 0,14—0,20 МПа (1,4—2,0 кгс/см2). Масло из теплообменника через
отверстия в стакане 6 поступает по каналам корпуса в систему смазки. При
повышении давления в системе смазки сверх заданного значения клапан /,
преодолевая сопротивление пружины 5, открывается и часть масла сливается
в верхний картер. Пружина затягивается гайкой. Опорой для пружины служит
шайба 4.
Масло, поступающее в систему смазки, попадает в раздаточные трубы, а
затем по разводящим трубкам, каналам и сверлениям в корпусе подается к
точкам смазки. Масло из гидроаппаратов, теплообменника и частично из
мест смазки сливается в верхний картер. Избыток масла через переливное
окно в стенке верхнего картера сливается в нижний картер. В него же
сливается и часть масла после смазки шестерен и подшипников. Во
избежание переполнения нижнего картера и вытекания масла по оси
раздаточного вала, а также для поддержания заданного уровня масла в
верхнем картере масло из нижнего картера постоянно перекачивается в
верхний. Для этой цели на торце крышки главного вала установлен вихревой
откачивающий насос (рис. 71). Рабочий элемент этого насоса — звездочка
5— вращается в расточках корпуса и крышки в шариковых подшипниках.
Вращение звездочка получает от главного вала УГП через рессору
(торсионный валик).
При движении тепловоза в холодном состоянии с неотсоединен-ными
карданными валами выходной вал УГП и вторичные валы вращаются за счет
вращения колес тепловоза. Для обеспечения в этом случае смазывания
вращающихся частей УГП в нижнем картере установлен шестеренный насос
системы смазки (рис. 72). Шестерни
5 и 8, находящиеся в зацеплении, вращаются в бронзовых втулках 4,
запрессованных в корпус 2 и крышку 1. Ведущая шестерня 8 приво-дится от
раздаточного вала через шестерню привода насоса и торсионный валик 7. В
зависимости от направления вращения ведущей шестерни масло нагнетается
по каналу а или 6. Перепуск масла из одной полости в другую
предотвращается шариком 6. Насос при-фланцован к стенке нижнего картера.
Масло, поступающее к насосу системы смазки, очищается в масляном
фильтре, размещенном в нижнем картере.
Рис. 69. Система смазки зубчатых колес и
подшипников УГП