Устройства забора и очистки воздуха дизеля тепловоза ТГМ6А
Атмосферный воздух, засасываемый
турбокомпрессором, через левый и правый воздухозаборники 15 (рис. 53) с
жалюзи 18, расположенными в боковых стенках кузова тепловоза, проходит
воздухоочиститель (свой для каждого воздухозаборника), где очищается от
пыли, которая может привести к интенсивному износу деталей клапанного и
поршневого механизмов, после чего поступает в общий воздухосборник,
смонтированный в люке крыши кузова, а из него в патрубок
турбокомпрессора.
На тепловозе применен воздухоочиститель, разработанный Всесоюзным
научно-исследовательским тепловозным институтом (ВНИТИ). В нем
использован принцип контактного улавливания частиц пыли, которые,
находясь в воздушном потоке во взвешенном сос-стоянии, осаждаются на
нитях набивки, смоченных маслом. В процессе работы воздухоочистителя
происходит непрерывное удаление уловленной пыли из набивки каплями
масла, стекающими вместе с частицами в масляную ванну корпуса, где пыль
осаждается на дно. Для подачи чистого масла из ванны на набивку
используется энергия части воздушного потока, поступающего в
воздухоочиститель, причем количество подаваемого масла регулируется
автоматически. При этом обеспечивается примерно постоянная его подача на
всех
режимах расхода воздуха, в том числе и на режиме,
соответствующем работе дизеля на холостом ходу.
Основными узлами воздухоочистителя являются корпус 1 и кассета 5. Нижняя
часть корпуса служит масляной ванной. В ней размещен поддон 2 с
маслоподающими циклонами 4, установленными на съемном листе 9.
Воздухозаборное отверстие воздухоочистителя снабжено поворачивающейся
заслонкой 3. В кассете размещена фильтрующая набивка 8, изготовленная из
капроновой путанки, имеющей диаметр нити 0,27—0,32 мм. Плотность набивки
85 г/дм3, толщина слоя набивки 70 мм. В верхней части кассеты
расположена маслоулавливающая ступень 6, представляющая собой набор
проволочных сеток квадратного плетения. Корпус воздухоочистителя
прикреплен к кассете откидными замками 12. Кассета присоединена к
воздухосборнику также при помощи откидных замков.
Воздух, поступающий в воздухоочиститель, разделяется на два потока.
Первый поток попадает непосредственно в кассету 5, второй — в поддон 2
ив полости поддона закручивается специальными перегородками спиральной
формы. Закрученный поток выходит из поддона через два маслоподающих
циклона 4, увлекая капли масла, поступающего в поддон через две
дозирующие трубки 10. Капли масла разбрызгиваются перед фронтом кассеты
5, смачивая набивку 8.
При малых расходах воздуха в период работы дизеля на режиме холостого
хода заслонка 3 под действием собственной массы закрывает
воздухозаборное отверстие. Вследствие этого воздух поступает в
воздухоочиститель главным образом через два маслоподающих
циклона 4, его скорость достаточна для подачи масла
в кассету. При увеличении расхода воздуха заслонка 3 приоткрывает
воздухозаборное отверстие, отчего увеличивается количество воздуха,
поступающего непосредственно в кассету. Этим обеспечивается постоянная
интенсивность подачи масла в кассету как на номинальном, так и на
частичных режимах работы дизеля.
Масло, поступающее в кассету, смачивая фильтрующую набивку
8, регенерирует ее в процессе работы. Капли масла, проникающие через
набивку 8, улавливаются пакетом сеток маслоулавливающей ступени 6 и по
желобам 7 стекают в масляную ванну. Стеканию масла способствует
наклонное расположение кассеты (около 10° к горизонтальной плоскости) и
вертикальная стенка съемного листа 9, отгораживающая полость стекания от
полости подачи воздуха и масла в кассету. В нижней части корпуса
воздухоочистителя имеется сливной клапан (аналогичный по конструкции
клапану, установленному в топливном баке), предназначенный для
периодического слива отстоявшейся воды, а также масла при промывке
воздухоочистителя.
В каждом воздухозаборнике имеется заслонка 16, фиксируемая вручную в
двух положениях. При повороте ее в положение, близкое к вертикальному,
перекрывается вход воздуха в воздухоочиститель снаружи тепловоза и
открывается вход изнутри дизельного помещения. Это необходимо для
предотвращения чрезмерного засорения кассеты при пыльных бурях и
уменьшения попадания влаги в воздухоочиститель при сильном дожде.
В теплое время года воздух в воздухоочиститель должен, как правило,
поступать снаружи тепловоза, так как внутри дизельного помещения он
значительно нагрет (до 60—70 °С), а с повышением температуры входящего в
дизель воздуха увеличивается расход мощности на привод вентилятора
охлаждающего устройства, что ведет к увеличению расхода топлива. Для
ограничения подсоса горячего воздуха из дизельного помещения в
воздухоочиститель на воздухозаборниках устанавливается брезентовый рукав
17.
Масло, применяемое для воздухоочистителя, заливают в корпус через
горловину 14. В холодное время года используют смесь масла с топливом,
так как при слишком густом масле нарушается нормальная подача его в
кассету. Уровень масла должен поддерживаться между рисками на щупе 13,
являющимся также крышкой заливочной горловины.
В процессе эксплуатации необходимо удалять осадок пыли из корпуса
воздухоочистителя, промывать все его детали и фильтрующую набивку
кассеты осветительным керосином, а также заменять масло. Для разборки и
обслуживания воздухоочистители снимают с тепловоза вместе с люком кузова
или каждый отдельно. При установке воздухоочистителей обеспечивают
плотное прилегание кассет к воздухосборнику люка для исключения подсоса
в дизель нефильтрованного воздуха Период между обслуживаниями
воздухо-очистителей зависит от степени запыленности окружающего воздуха.
При сильной запыленности (100—500 мг/м3) он равен 4—5 сут, при
нормальной запыленности—30 сут.