(рис. 21) подает воздух под избыточным давлением в цилиндры дизеля для
увеличения его мощности и экономичности. Основными частями
турбокомпрессора являются: остов, состоящий из трех корпусных деталей (газоприемного
корпуса 13, выпускного корпуса 10, корпуса компрессора /);
теплоизоляционный кожух 6, ротор 7, представляющий собой жесткий вал с
расположенными на нем рабочими колесами 9 и 2 соответственно турбины и
компрессора; сопловой аппарат 12; диффузор 4; подшипники 14 и 23.
Принцип работы турбокомпрессора следующий. Отработавшие газы из
цилиндров дизеля по выпускным коллекторам поступают в газоприемный
корпус и далее в сопловой аппарат компрессора. Проходя сопловой аппарат,
газы расширяются, приобретают необходимое направление и высокую
скорость, направляются на лопатки рабочего колеса турбины, приводят во
вращение ротор и удаляются в атмосферу. При вращении ротора воздух из
атмосферы засасывается во входные каналы корпуса компрессора, проходит
колесо компрессора, диффузор, улитку корпуса компрессора и под
избыточным давлением подается в цилиндры дизеля.
Корпусные детали, составляющие остов турбокомпрессора, соединены между
собой круглыми фланцами и центрированы посадочными буртами. Газоприемный,
выпускной корпуса и корпус компрессора представляют собой фасонные
отливки из чугуна или алюминиевого сплава. Первые два корпуса, омываемые
во время работы горячими газами, имеют водяную рубашку, в которой
циркулирует вода из системы охлаждения двигателя. В центральной части
газоприемного корпуса и корпуса компрессора расположены полости
подшипников, которые закрыты крышками 15. К фланцам выпускного корпуса
прикреплены кронштейны 20, которыми турбокомпрессор крепится к дизелю.
Теплоизоляционный кожух 6 защищает вал ротора от теплового излучения
горячих газов. Вместе с кожухом 8 соплового аппарата он образует канал,
двигаясь по которому, газы совершают поворот и направляются в сторону
выхлопного отверстия, а также изолирует полости компрессора от горячих
полостей турбины. Кожух ротора 19 выполнен из сварнолитых деталей,
половинки экрана 18 соединены между собой при памощи двух болтов.
Ротор 7 турбокомпрессора имеет вал сварной конструкции, состоящий из
колеса турбины и приваренных к нему полувалов. Рабочие лопатки колеса 9
турбины прикреплены к диску. Диск и лопатки колеса турбины изготовлены
из специальных жаропрочных сталей. Колесо 2 компрессора изготовлено из
алюминиевого сплава, соединено с валом при помощи эвольвентных шлицев и
зафиксировано с торца гайкой. На диске колеса компрессора с тыльной
стороны выполнены гребешки, которые с небольшим зазором сопрягаются с
подобными гребешками на разъемном неподвижном диске — лабиринте 21 и
таким образом создают лабиринтное уплотнение, препятствующее утечкам
сжатого воздуха в газовую полость выпускного корпуса.
Во время работы двигателя ротор турбокомпрессора делает 29 тыс. об/мин.
Поэтому при изготовлении ротор подвергают точной динамической
балансировке. Прогиб вала или другие повреждения ротора, которые ведут к
нарушению балансировки, совершенно недопустимы, так как неизбежно
приводят к выходу из строя подшипников, лабиринтов и более тяжелым
авариям.
Сопловой аппарат 12 представляет собой неподвижный лопаточный венец,
расположенный перед рабочими лопатками турбины и прикрепленный болтами к
газоприемному корпусу. Снаружи сопловой аппарат и колесо турбины
обхватывает кожух 8, который удерживает наружное кольцо соплового
аппарата, не препятствуя его термическому расширению и предотвращает
утечку газа из турбинного колеса в радиальном направлении. Кожух 8, как
и сопловой аппарат, прикреплен к газоприемному корпусу специальными
болтами.
Участок проточной части компрессора между колесом и спиральной улиткой,
в которой за счет снижения скорости повышается давление воздуха,
называется диффузором. Диффузор 4 зажат между вставкой 3 и упругим
резиновым кольцом 5 и зафиксирован от проворачивания штифтом.
Ротор турбокомпрессора вращается в двух подшипниках скольжения, один из
которых (23) расположен в центральной части корпуса компрессора, другой
(14) — в центральной части газоприемного корпуса. Подшипник 23
воспринимает осевые усилия, т. е. является опорно-упорным. Масло к
подшипникам подводится из системы смазки двигателя по штуцерам 16.
Полости, в которых расположены подшипники, отделены от внутренних
полостей турбокомпрессора уплотнениями. Со стороны комп-рессора
уплотнение препятствует попаданию масла из полости подшипника в
компрессор. Уплотнительные кольца во время вращения ротора за счет своей
упругости прижимаются к втулке и остаются неподвижными или медленно
проворачиваются.
Уплотнение со стороны турбины не допускает прорыва имеющих избыточное
давление горячих газов из промежутка между сопловым аппаратом и колесом
турбины в полость подшипника, а также предотвращает попадание масла из
полости подшипника на нагретую часть вала, где оно может закоксовываться
и заполнять зазоры лабиринтного уплотнения подшипника, препятствуя
свободному вращению ротора. Это уплотнение состоит из двух упругих колец
и двух групп лабиринтов, между которыми проходит сжатый воздух,
поступающий из компрессора, по сверлениям в выпускном и газоприемном
корпусах и во втулке. Давление сжатого воздуха выше давления в
промежутке между сопловым аппаратом и колесом турбины, поэтому воздух
отсекает горячие газы, кроме того, двигаясь вдоль вала, он способствует
охлаждению ротора. Количество воздуха, поступающего в уплотнение,
зависит от размера и количества отверстий в дросселе /7, через который
он подается. Для увеличения подачи воздуха в уплотнение на
турбокомпрессорах, выпускаемых с 1974 г., этот дроссель отменен. Чтобы
уравнять давление с обеих сторон уплотнения, а также не допустить
поступления газов и воздуха в полость подшипника и далее по сливному
масляному трубопроводу в картер двигателя, турбокомпрессоры имеют
дренаж, по которому воздух удаляется из промежутка между лабиринтами и
упругими кольцами.
Уход за турбокомпрессором в эксплуатации заключается в строгом
соблюдении требований, изложенных в Инструкции по его эксплуатации.