Механизм газораспределения дизеля тепловоза ТГМ6А

  Главная      Учебники - Тепловозы     Устройство тепловоза ТГМ6А (Издание второе) (В. Н. Логунов) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2. Конструкция и обслуживание основных узлов дизеля тепловоза ТГМ6А

 

Механизм газораспределения дизеля тепловоза ТГМ6А

 

Механизм газораспределения в определенные моменты в зависимости от угла поворота коленчатого вала открывает и закрывает впускные и выпускные клапаны, осуществляя тем самым процесс газообмена, а также приводит в действие топливные насосы высокого давления. Механизм газораспределения имеет один распределительный вал на оба ряда цилиндров; клапаны и топливные насосы каждой пары цилиндров в обоих рядах приводятся одним комплектом кулачковых шайб. Усилие от шайб распределительного вала на впускные и выпускные клапаны передается через штанги, опорами которых являются шаровые гнезда в рычагах. К преимуществам такой схемы следует отнести уменьшение количества деталей и подшипников и, следовательно, потерь на трение, меньшие силы инерции в приводе клапанов.

Базовой деталью механизма газораспределения являются лоток (рис. 15), отлитый из алюминиевого сплава, который служит для размещения распределительного вала 6 с кулачковыми шайбами и промежуточных рычагов 7 и 8 привода клапанов, а также установки на нем топливных насосов. Лоток прикреплен к блоку цилиндров и приводу распределительного вала.

Распределительный вал (рис. 16) предназначен для управления движением впускных и выпускных клапанов .и работой топливных насосов соответственно порядку работы цилиндров. Приводится он во вращение от коленчатого вала посредством шестерен привода и приводной втулки 6, напрессованной на вал 7. Втулка со своими буртами образует опорно-упорную шейку, а втулки 9 — опорные шейки распределительного вала. Втулки 9, выпускные 4 и топливные 5 кулачковые шайбы состоят из двух половин, закрепленных на валу конусными гайками /. Шпонки 11 фиксируют шайбы в строго определенном положении согласно порядку работы цилиндров. Каждая шайба служит приводом клапанов и топливных насосов соответствующих цилиндров правого и левого рядов.

Распределительный вал опирается на четыре опорных подшипника и один опорно-упорный. Все они выполнены разъемными из алюминиевого сплава. Крепление подшипников относительно лотка обеспечивается фиксаторами 32 (см. рис. 15). Кулачковые шайбы распределительного вала передают движение непосредственно топливным насосам и через промежуточные рычаги 7 и 8 и штанги 20 и 23 клапанам. Рычаги 7 и 8 установлены на оси 24, прикрепленной к лотку; в оси выполнены каналы для прохода смазки. Усилие от шайб передается на ролик 16, сидящий на валике 17,

и далее через штангу двуплечим рычагам крышек цилиндров. Штанги 20 и 23 привода клапанов имеют съемные закаленные шаровые опоры. Зазоры в приводе клапанов регулируют изменением длины штанг.

Масло на смазывание подшипников распределительного вала, распределительного механизма и для гидротолкателей привода впускных и выпускных клапанов поступает из лотка. Давление масла ограничивается редукционным клапаном 15, размещенным в крышке 1.

Регулировку редукционного клапана производят на стенде путем подбора нужной толщины регулировочной прокладки 11. Под действием пружины 12 клапан 15 находится в открытом состоянии и упирается в штифт. Из масляной системы дизеля масло поступает в полость м, далее в канал к лотка. Давление масла на торец клапана со стороны канала к уравновешивается затяжкой пружины 12. При повышении давления масла в канале к клапан, преодолевая усилие пружины 12, перемещается и уменьшает проходное сечение канала. Масло, просочившееся через клапан, по каналу л стекает в лоток. Из канала к масло поступает по каналам р для смазывания подшипников распределительного вала; н — для

смазывания толкателей топливных насосов; и — для смазывания привода распределительного вала, а также по зазору между болтами 25 и лотком, канавке с, каналу ш в осях и каналам в рычагах 7 и 8 — для смазывания трущихся поверхностей рычагов и роликов и далее по отверстиям в штангах и через отверстия в двуплечих рычагах — в гидротолкатели. Масло из лотка стекает через окна е по патрубкам в крышки цилиндров и далее в картер дизеля, часть масла стекает в полость привода распределительного вала.

Положительной особенностью рассматриваемой конструкции распределительного вала и всего механизма газораспределения является возможность смены кулачковых шайб без выемки вала из лотка. Смену производят через окна лотка. Половины шайб, втулок и подшипников вала маркированы одним порядковым номером. Заменяют их только в комплекте. При установке на вал шайб и втулок после затяжки гаек контролируют зазор в стыке, который должен быть не менее 0,03 мм. Это условие является обязательным для обеспечения требуемой затяжки втулок и шайб на валу.

Обслуживание механизма газораспределения в эксплуатации заключается в проверке затяжки гаек крепления шайб, контроле зазоров в подшипниках распределительного вала и во втулках рычагов, осмотре рабочих поверхностей шайб и роликов рычагов, проверке стопорения штанг. Слабое стопорение приводит к выпаданию штанг из гнезд рычагов и к дефектам механизма газораспределения.

 

 

 

Рис. 15. Лоток:
1—крышка; 2, 35—шпильки; 3 , 4—левая и правая половины лотка; 5—болт крепления патрубка; 6—распределительный вал; 7, 8— рычаги; 9— приводная втулка; 10— фланец; И, 26— регулировочные прокладки; 12— пружина; 13, 14, 29— резиновые кольца; 15—редукционный клапан; 16—ролик рычага; 17— валик; 18—сухарь; 19, 21— головки штанги; 20, 23—штанги; 22—гайка; 24—ось рычага; 25—болт крепления осей рычагов; 27, 34—фиксаторы; 28, 33—штуцера; 30—конический штифт; 31—упорный подшипник распределительного вала; 32— фиксатор упорного подшипника; 36— стойка; 37— втулка; е — окно; ж — фланец лотка; и, к, л, н, р, ш —каналы; м — полость; с — канавка

 

 

 

 

 

 

Рис. 16. Распределительный вал:
1— гайка; 2- разрезная гайка; 3— впускная кулачковая шайба; 4— выпускная кулачковая шайба; 5—топливная кулачковая шайба; 6—приводная втулка, 7—вал, 8—подшипник;
9—опорная втулка, 10—болт; 11—шпонка

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..