2. Конструкция и
обслуживание основных узлов дизеля
тепловоза
ТГМ6А
Механизм газораспределения дизеля тепловоза
ТГМ6А
Механизм газораспределения в определенные моменты в
зависимости от угла поворота коленчатого вала открывает и закрывает
впускные и выпускные клапаны, осуществляя тем самым процесс газообмена,
а также приводит в действие топливные насосы высокого давления. Механизм
газораспределения имеет один распределительный вал на оба ряда
цилиндров; клапаны и топливные насосы каждой пары цилиндров в обоих
рядах приводятся одним комплектом кулачковых шайб. Усилие от шайб
распределительного вала на впускные и выпускные клапаны передается через
штанги, опорами которых являются шаровые гнезда в рычагах. К
преимуществам такой схемы следует отнести уменьшение количества деталей
и подшипников и, следовательно, потерь на трение, меньшие силы инерции в
приводе клапанов.
Базовой деталью механизма газораспределения являются лоток (рис. 15),
отлитый из алюминиевого сплава, который служит для размещения
распределительного вала 6 с кулачковыми шайбами и промежуточных рычагов
7 и 8 привода клапанов, а также установки на нем топливных насосов.
Лоток прикреплен к блоку цилиндров и приводу распределительного вала.
Распределительный вал (рис. 16) предназначен для управления движением
впускных и выпускных клапанов .и работой топливных насосов
соответственно порядку работы цилиндров. Приводится он во вращение от
коленчатого вала посредством шестерен привода и приводной втулки 6,
напрессованной на вал 7. Втулка со своими буртами образует
опорно-упорную шейку, а втулки 9 — опорные шейки распределительного
вала. Втулки 9, выпускные 4 и топливные 5 кулачковые шайбы состоят из
двух половин, закрепленных на валу конусными гайками /. Шпонки 11
фиксируют шайбы в строго определенном положении согласно порядку работы
цилиндров. Каждая шайба служит приводом клапанов и топливных насосов
соответствующих цилиндров правого и левого рядов.
Распределительный вал опирается на четыре опорных подшипника и один
опорно-упорный. Все они выполнены разъемными из алюминиевого сплава.
Крепление подшипников относительно лотка обеспечивается фиксаторами 32
(см. рис. 15). Кулачковые шайбы распределительного вала передают
движение непосредственно топливным насосам и через промежуточные рычаги
7 и 8 и штанги 20 и 23 клапанам. Рычаги 7 и 8 установлены на оси 24,
прикрепленной к лотку; в оси выполнены каналы для прохода смазки. Усилие
от шайб передается на ролик 16, сидящий на валике 17,
и далее через штангу двуплечим рычагам крышек
цилиндров. Штанги 20 и 23 привода клапанов имеют съемные закаленные
шаровые опоры. Зазоры в приводе клапанов регулируют изменением длины
штанг.
Масло на смазывание подшипников распределительного вала,
распределительного механизма и для гидротолкателей привода впускных и
выпускных клапанов поступает из лотка. Давление масла ограничивается
редукционным клапаном 15, размещенным в крышке 1.
Регулировку редукционного клапана производят на стенде путем подбора
нужной толщины регулировочной прокладки 11. Под действием пружины 12
клапан 15 находится в открытом состоянии и упирается в штифт. Из
масляной системы дизеля масло поступает в полость м, далее в канал к
лотка. Давление масла на торец клапана со стороны канала к
уравновешивается затяжкой пружины 12. При повышении давления масла в
канале к клапан, преодолевая усилие пружины 12, перемещается и уменьшает
проходное сечение канала. Масло, просочившееся через клапан, по каналу л
стекает в лоток. Из канала к масло поступает по каналам р для смазывания
подшипников распределительного вала; н — для
смазывания толкателей топливных насосов; и — для
смазывания привода распределительного вала, а также по зазору между
болтами 25 и лотком, канавке с, каналу ш в осях и каналам в рычагах 7 и
8 — для смазывания трущихся поверхностей рычагов и роликов и далее по
отверстиям в штангах и через отверстия в двуплечих рычагах — в
гидротолкатели. Масло из лотка стекает через окна е по патрубкам в
крышки цилиндров и далее в картер дизеля, часть масла стекает в полость
привода распределительного вала.
Положительной особенностью рассматриваемой конструкции
распределительного вала и всего механизма газораспределения является
возможность смены кулачковых шайб без выемки вала из лотка. Смену
производят через окна лотка. Половины шайб, втулок и подшипников вала
маркированы одним порядковым номером. Заменяют их только в комплекте.
При установке на вал шайб и втулок после затяжки гаек контролируют зазор
в стыке, который должен быть не менее 0,03 мм. Это условие является
обязательным для обеспечения требуемой затяжки втулок и шайб на валу.
Обслуживание механизма газораспределения в эксплуатации заключается в
проверке затяжки гаек крепления шайб, контроле зазоров в подшипниках
распределительного вала и во втулках рычагов, осмотре рабочих
поверхностей шайб и роликов рычагов, проверке стопорения штанг. Слабое
стопорение приводит к выпаданию штанг из гнезд рычагов и к дефектам
механизма газораспределения.