2. Конструкция и
обслуживание основных узлов дизеля
тепловоза
ТГМ6А
Поршень дизеля тепловоза
ТГМ6А
Поршень (рис. 13) совместно с крышкой цилиндра и
шатунными вкладышами во многом определяет ресурс дизеля до ремонта,
связанного с его разборкой. На дизеле применяются поршни составной
конструкции, которые имеют относительно малую массу и, следовательно,
создают умеренные инерционные нагрузки на детали кривошипно-шатунного
механизма, обладая в то же время высокой долговечностью. Головка 8
поршня, отштампованная из качественной жаропрочной стали, охлаждается
маслом. В процессе работы головки имеют умеренную температуру, что
обусловливает надежность поршня и износостойкость ручьев компрессионных
колец.
Тронк 13 поршня изготовлен из штампованного высокопрочного алюминиевого
сплава. Для улучшения приработки с втулкой цилиндра рабочая поверхность
его покрыта слоем дисульфида молибдена. Компрессионные кольца 9 и 10
изготовлены из высокопрочного чугуна с глобулярным графитом.
Трапециевидное сечение колец 9 повышает их подвижность и
сопротивляемость загоранию в ручьях. Рабочая поверхность колец покрыта
хромом толщиной 0,16—0,25 мм. На глубине 0,05—0,07 мм хром пористый.
Ускорение приработки колец с втулкой цилиндра достигается покрытием
поверхности трения колец гальваническим способом слоем меди толщиной
0,01—0,015 мм и олова толщиной 0,006— 0,01 мм.
Маслосъемные кольца 11 и 15 изготовлены из легированного чугуна. Верхнее
кольцо имеет две кромки, нижнее — одну. Расположение маслосъемных колец
выше оси поршневого пальца улучшает смазывание тронка и повышает
антизадирные свойства пары поршень — втулка цилиндра.
Палец 3 поршня изготавливают из легированной стали и азотируют. Головка
и тронк поршня стянуты четырьмя шпильками 1. Масло для охлаждения
головки поршня из верхней головки шатуна поступает в плотно прижатый к
ней пружиной 6 стакан 7 и по каналам б попадает в полость охлаждения а,
откуда по каналам в стекает в картер дизеля. Резиновое кольцо 5
препятствует вытеканию масла между головкой и тронком. На режиме
номинальной
мощности температура головки над верхним
компрессионным кольцом не превышает 150 °С.
Обслуживание поршня в эксплуатации заключается в осмотре поршневых
колец, проверке затяжки шпилек, очистке полости охлаждения и замене
резинового кольца при ремонтах.