2. Конструкция и
обслуживание основных узлов дизеля
тепловоза
ТГМ6А
Коленчатый вал дизеля тепловоза
ТГМ6А
Коленчатый вал подвержен воздействию сил давления
газов, сил инерции поступательно и вращательно движущихся масс и усилий,
возникающих вследствие крутильных колебаний.
Чугунный коленчатый вал (рис. 8) отлит из высокопрочного чугуна с
глобулярным графитом. Для стабилизации размеров при химико-термической
обработке и повышения механических свойств вала чугун легирован медью в
количестве 0,3—0,6%. Использование литого вала значительно снижает
трудоемкость изготовления и стоимость двигателя. Для повышения
износостойкости поверхнос-тей трения и повышения усталостной прочности
вал азотирован до твердости HRC^40. Для рационального распределения
металла выбрана определенная форма полостей щек и шеек: в средней части
щек имеются разгружающие выемки, внутренние полости шеек выполнены
бочкообразными. Вал имеет относительно низкую изгиб-ную жесткость, что
обеспечивает умеренный рост дополнительных изгибных напряжений в
галтелях при нарушении соосности постелей блока в эксплуатации.
Повышение усталостной изгибной прочности вала достигается накаткой
роликами галтелей шеек после срезания технологического азотированного
слоя на галтелях. Для выявления поверхностных и внутренних дефектов
коленчатый вал подвергают гаммаграфи-рованию и магнитному контролю.
Для уменьшения внутреннего изгибающего момента в блоке цилиндров и
нагруженности коренных подшипников от сил инерции «деталей движения» вал
имеет противовесы, отлитые за одно целое со щеками. Бурты б ограничивают
осевое перемещение вала. Втулка 12 через шлицевой вал передает вращение
шестерням привода насосов, а шестерня 10 — шестерням привода
распределительного вала. Масло для смазывания шатунных подшипников
поступает по отверстиям в шейках и щеках. Выносной подшипник смазывается
маслом, поступающим по отверстию д, полости ж и отверстию е. Шлицы
втулки 12 смазываются маслом, поступающим от первого коренного
подшипника через отверстия и, г, в.