2. Конструкция и обслуживание основных узлов дизеля тепловоза ТГМ6А

  Главная      Учебники - Тепловозы     Устройство тепловоза ТГМ6А (Издание второе) (В. Н. Логунов) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

2. Конструкция и обслуживание основных узлов дизеля тепловоза ТГМ6А


 

Блок цилиндров


Блок цилиндров (рис. 4 см. вкладку) является базовой деталью остова дизеля. При работе блок испытывает действие монтажных усилий от затяжки болтов подвесок и шпилек крепления крышек цилиндров, сил давления газов, сил инерции движущихся деталей кривошипно-шатунного механизма и момента этих сил, переменных по величине и направлению, реактивного вращающего момента, а также усилия от затяжки силовых болтов (шпилек) крепления

агрегатов. Помимо прочности, блок должен обладать достаточной жесткостью, поскольку его деформация во время работы дизеля влияет на работоспособность деталей кривошипно-шатунного механизма и скрепленных с блоком узлов и агрегатов.

Блок дизеля 7-6Д49 сварнолитой конструкции с подвесными подшипниками коленчатого вала. За счет оригинальной конструктивной схемы с силовыми шпильками крепления крышек цилиндров в блоке сведено к минимуму количество ответственных сварных швов. Сварные швы элементов, образующих верхнюю часть блока, сжаты усилиями затяжки силовых шпилек, вследствие чего наиболее ответственные сварные швы разгружены от растягивающих усилий. Нижняя картерная часть блока сварена из поперечных литых элементов — стоек 12 и 13. Сварные швы расположены по осям цилиндров. Такая схема позволила применить автоматическую контактную сварку элементов, образующих картер. Сварные швы картера контролируют ультразвуком. Верхняя часть блока сварена из стального проката, прошедшего специальную проверку на свариваемость. Стойки картера отлиты из стали 20Л. Для листового проката использована сталь 20. Литая и сортовая стали выбираются по верхнему допустимому пределу содержания кремния, что гарантирует отсутствие трещин при сварке. Использование низкоуглеродистых сталей обеспечивает удовлетворительное качество литья и сварных швов.

Средняя часть блока образована ресивером наддувочного воздуха м и центральным масляным каналом л. Шпильки 10 крепления цилиндровых комплектов ввернуты в верхнюю плиту картера. К стойкам картера прикреплены подвески 1 при помощи вертикальных болтов 2 и горизонтальных болтов 4. Совместно с вкладышами 16 подвески образуют опоры коренных подшипников коленчатого вала.

Опора выносного подшипника коленчатого вала выполнена в специальном приливе торцовой стойки. На пятой стойке и подвеске установлены упорные полукольца 15, препятствующие перемещению коленчатого вала в осевом направлении. Над воздушным ресивером сделана площадка для установки распределительного вала с лотком. Трубки 22 и 24 предназначены для слива масла из полостей крышек цилиндров в картер дизеля.

На верхних полках блока выполнены продольные канавки ж для сброса попавших на блок топлива, воды и масла. Эти канавки соединяются с угольниками 21, установленными на торцах блока, от которых по трубкам отводится попавшая на полку блока жидкость.

Рассматриваемый блок «сухого» типа. Для предохранения его от коррозии и повышения износостойкости нижних поясов в него запрессованы втулки 37 из нержавеющей стали. В местах перетока охлаждающей воды из коллектора 9 на охлаждение втулок цилиндра установлены втулки 38 из нержавеющей стали. Вода к коллекторам 9 подается водяным насосом по проставкам 18.

 

 

К лапам блока прикреплены четыре опоры для установки дизеля на амортизаторы. В этих опорах имеются резьбовые отверстия, куда вставляют приспособления для подъема дизеля.

В нижней части боковых продольных листов блока против каждого цилиндра имеются отверстия п для контроля герметичности полости охлаждения втулок цилиндра. Наддувочный воздух из ресивера м к впускным каналам крышек цилиндра поступает через проставок, состоящий из колец 32 и 33, обечайки 34 и болтов 36. При завертывании болтов кольца 35 раздвигаются и уплотняют стыки между проставком, ресивером и крышкой цилиндра. Масло из центрального канала л поступает для смазывания коренных подшипников по каналам и. К выносному подшипнику масло поступает из полости коленчатого вала, по каналу к оно подходит к приводу насосов. Масло, скопившееся в ресивере, отводится по трубе (через отверстие н), вваренной в блок. Люки картера закрыты крышками 6 и 11, на которых установлены предохранительные клапаны, открывающиеся в аварийных случаях при повышении давления в картере дизеля.

Для снижения уровня остаточных напряжений в элементах и обеспечения неизменности геометрических размеров блока в эксплуатации его после сварки подвергают высокому отпуску. Подвески блока отштампованы из стали 40. Для обеспечения требуемых механических свойств материала при минимальном уровне остаточных напряжений подвески подвергают нормализации.

Работоспособность коленчатого вала и коренных подшипников в значительной степени зависит от стабильности линии вала в процессе эксплуатации дизеля. Эта стабильность определяется качеством изготовления разъемов коренных опор и уровнем затяжки болтов подвесок.

Дизели ЗА-6Д49 комплектовались блоками с зубчатым стыком крепления подшипникового узла (рис. 5). В них стыки стоек блока и подвесок имеют зубцы а, которые фиксируют подвеску от перемещения в поперечном направлении. В продольном направлении подвеска зафиксирована центрирующим буртом болта 2. Зубцы на стойках и

 

подвесках блока нарезаны одним комплектом червячных фрез, что уменьшает время последующей совместной притирки для обеспечения требуемого взаимного прилегания. Качество зубчатого стыка проверяют двумя параметрами: взаимным прилеганием по краске и зазором между вершиной и впадиной. Прилегание считается удовлетворительным, если взаимное прилегание по краске, полученное контактным методом без взаимного перемещения подвески и стойки при затяжке болтов подвесок до отправной точки, составляет не менее 65%.

В блоке с плоским стыком (см. рис. 4) подвеска при сборке устанавливается в блок с зазором до 0,15 мм по боковым поверхностям. При затяжке горизонтальных блоков 4 этот зазор выбирается. Общее усилие крепления подвески болтами 2 и 4 в 2 раза выше, чем в конструкции с зубчатым стыком, что обусловливает отсутствие износов сопрягаемых стыков блока и подвески в эксплуатации и повышение ресурса блока по стабильности линии вала.

Качество горизонтальных плоских стыков при изготовлении проверяется по краске; прилегание в свободном состоянии должно быть не менее 65%.

 

 

 

 

Рис 5. Блок цилиндров с зубчатым стыком крепления подшипникового узла: 1—подвеска, 2—болт, а—зубцы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..