Тяговый электродвигатель типа ЭД-119 тепловоза ТЭП70
Электродвигатель является четырехполюсной
реверсивной машиной постоянного тока с последовательным возбуждением
защищенного исполнения с принудительной вентиляцией.
Остов 10 электродвигателя (рис. 89) восьмигранной
формы отлит из стали Ст25ЛП. К остову болтами прикреплены четыре главных
12 и четыре добавочных 11 полюса. Сердечник главного полюса,
нашихтованный из листовой стали Ст2 толщиной 2 мм, спрессован и стянут
заклепками. Катушка главного полюса выполнена из шинной меди размером
3X80 мм, намотанной на ребро. Число витков—17. Между витками проложены
штампованные прокладки из пропитанной стеклоткани. Изоляция от корпусов
— «Монолит 2». Между катушкой и остовом установлена пружинная рамка,
предохраняющая катушку от перемещений. Все четыре катушки главных
полюсов соединены последовательно. Суммарное сопротивление их при t=20°С
составляет 0,0068 Ом, при t=130°С — 0,0098 Ом. Воздушный зазор под
серединой главного полюса —6 мм, под краями — 17 мм.
Сердечник добавочного полюса изготавливают из стального (СтЗ) проката.
Катушку наматывают на ребро из шинной меди размером 5,5X40 мм. Число
витков— 18. Между витками проложены прокладки из пропитанной
стеклоткани, корпусная изоляция — «Монолит 2».
Между остовом и сердечником добавочного полюса проложена немагнитная
(латунная) прокладка толщиной 1,5 мм. Воздушный зазор под добавочным
полюсом 10,5 мм. Катушки добавочных полюсов соединены последовательно.
Суммарная величина сопротивления при t—20°С — 0,0065 Ом, при t=130°С —
0,00935 Ом. Соединение катушек выполняют шинами, пред-ставляющими собой
пакеты ленты МГМ. Шины изолированы резиностеклолентой и прикреплены к
остову.
Сердечник 13 якоря собран на валу 17 из штампованных листов
электротехнической стали Э1300 с повышенной магнитной проницаемостью.
Листы сердечника спрессованы и закреплены между двумя нажимными шайбами,
которые служат одновременно обмоткодержателями. Наружный диаметр
сердечника 493 мм, длина пакета 380 мм. В листах сердечника выштамповано
58 пазов для укладки обмотки и два ряда от-верстий диаметром 23 мм
(всего 32 отверстия), образующих осевые каналы для прохода охлаждающего
воздуха.
Обмотка 14 якоря — петлевая с полным числом уравнительных соединений.
Размеры проводников обмотки якоря 4,7 X 8,6 мм, уравнительных соединений
1,95X5,9 мм. Вит-ковая и корпусная изоляция выполнена полиамидной
пленкой. Проводники в пазу якоря уложены плашмя. В пазах обмотка
закреплена клиньями, а лобовые ее части — бандажами. Сопротивление
обмотки якоря при t—20°С — 0,0113 Ом, при г=130°С — 0,01627 Ом.
Коллектор 5 арочного типа напрессован на вал 17. Диаметр коллектора 400
мм, число коллекторных пластин 232.
Якорь электродвигателя опирается на два роликовых подшипника 4 и 18
средней серии (8Н32332 К2М и 8Н62320М.), установленных в
подшипниковых щитах 6 и 15. Смазку в подшипники при эксплуатации
добавляют через трубки 1. Щеткодержатели 7 закреплены в кронштейнах 8.
Щетки 9 марки ЭГ-61, размеры щеток 2(12,5X40X60 мм). Нажатие пружины на
щетку должно быть в пределах 4,2—4,9 кгс.
В основе электродвигателя имеется три люка для обслуживания коллектора и
щеточного аппарата, а также люк для входа охлаждающего воздуха. Выход
охлаждающего воздуха происходит через торцовые окна в остове и
подшипниковом щите 15. В крышке нижнего коллекторного люка имеется
отверстие для измерения статического давления воздуха в коллекторной
камере. Охлаждающий воздух подается от системы централизованного
воздухоснабжения. На остове электродвигателя имеются две клеммные
коробки для подключения внешних проводов. К каждой коробке подходят два
провода. Места ввода проводов в клеммные коробки уплотнены резиновыми
втулками.
Электромеханические характеристики электродвигателя ЭД-119 приведены на
рис. 90.