Генератор представляет собой синхронную
машину закрытого исполнения с принудительной вентиляцией и двумя
трехфазными обмотками на статоре, сдвинутыми друг относительно друга на
30 электрических градусов.
На тепловозе ТЭП70 длительный ток генератора составляет 2X2150 А при
напряжении 405 В, длительный выпрямленный ток 5400 А при напряжении 500
В, к. п. д. 95,5%- В связи с меньшей величиной тока расход охлаждающего
воздуха уменьшен до 4,18 м3/с, статический напор в контрольной точке—не
более 125 мм вод. ст. При испытаниях дизель-генератора на стенде
разрешается в течение 2 ч работать в режиме: мощ-
ность 3025 кВт, выпрямленный ток 4050—5000 А при напряжении 750—605 В,
частота вращения 1000 об/мин.
Статор генератора (рис. 86) имеет сварной корпус 11, опирающийся на
поддизельную раму двумя лапами и прикрепляемый к ней шестью болтами.
Внутри корпуса расположен сердечник статора 13, выполненный из отдельных
штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм марки Э43.
Листы сердечника, имеющие форму сегментов, сжаты и закреплены в корпусе
при помощи нажимных шайб и шпилек 14. Одна из шайб неподвижна и является
частью корпуса 11. Сердечник имеет 144 паза и 120 вентиляционных
отверстий диаметром 27 мм. Обмотка статора 15 волновая катушечная.
Сопротивление одной фазы при t=20°C 0,0011 Ом. Лобовые части обмотки
прикреплены к нажимным шайбам обмоткодержа-телями 12, в пазах обмотка
укреплена пластмассовыми клиньями. Соединение катушечных групп выполнено
шинами, жестко прикрепленными к корпусу статора. Пайка катушек и
соединительных шин производится серебряным припоем.
Ротор генератора безвальной конструкции. Корпус ротора 18 бочкообразной
формы с одной стороны имеет фланец для соединения с дизелем, а с другой
в него запрессован конец вала, который служит для посадки подшипника 2 и
передачи мощности вентилятору централизованного воздухоснабжения.
Подшипник 2 вставлен в ступицу 3, которая закреплена в сварном
подшипниковом щите 4. Ступица позволяет заменить подшипник, не снимая
генератор с тепловоза.
На корпус ротора нашихтован несущий обод 19, имеющий пазы для крепления
полюсов 17. Сердечники полюсов шихтуются из листов электротехнической
стали толщиной 1,4 мм марки 08КП и стягиваются при помощи щек 10 и
шпилек.
Катушки полюсов намотаны из шинной меди размером
1,35Х Х25 мм на ребро и залиты эпоксидным компаундом, который делает их
конструкцию монолитной и прочной. Число витков на полюсе 75, число
параллельных ветвей 1, односторонний воздушный зазор 5,5/8,25 мм,
сопротивление обмотки при
t=20°C 0,535 Ом. Все катушки соединены
последовательно, а концы их при помощи шпилек выведены на стальные
контактные кольца 22, которые смонтированы на стальной втулке,
изолированной пластмассой. Подвод тока к кольцам осуществляется щетками
8 марки ЭГ-4, расположенными в латунных щеткодержателях 6.
Ротор генератора имеет демпферную (успокоительную) обмотку 16: в каждый
полюс заложено восемь медных стержней диаметром 12 мм, соединенных друг
с другом с двух сторон медными дугами сечением 16X30 мм. Демпферная
обмотка устраняет перенапряжения при внутренних коротких замыканиях в
выпрямительной установке. Генератор имеет шесть выводов от фаз обмотки
статора, два вывода от нулевых шин обмотки статора и два вывода обмотки
ротора (цепь возбуждения). Все выводы находятся внутри генератора.
Внешние провода вводят внутрь генератора и закрепляют в изоляционных
колодках, прикрепленных к подшипниковому щиту. Вентиляция генератора —
аксиальная (осевая); очищенный воздух подается от системы
централизованного воздухоснабжения в патрубок 20, расположенный со
стороны дизеля, и выбрасывается вниз через патрубок, расположенный со
стороны контактных колец. Изоляция обмотки статора класса Н, полюсных
катушек класса F, контактных колец класса В.
Характеристики генератора приведены на рис. 87 и 88.