Боковые опоры кузова тепловоза ТЭП60

  Главная      Учебники - Тепловозы     Пассажирский тепловоз ТЭП60 (Издание третье, переработанное и дополненное) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

ОПОРЫ КУЗОВА ТЕПЛОВОЗА ТЭП60

 

 

 

Боковые опоры кузова тепловоза ТЭП60

 

 

 Вертикальную нагрузку от веса кузова с находящимися в нем агрегатами, кроме главных — центральных опор, воспринимают также боковые опоры. На каждой тележке расположены четыре боковые опоры.

Боковые опоры снимают лишний вес с резиновых амортизаторов главных опор, стабилизируют нормальное положение кузова, смягчают колебания при отклонениях кузова в кривых участках пути, а также снижают колебания кузова относительно вертикальной оси

благодаря трению между плитами, укрепленными на раме кузова и стаканах боковых опор.

Динамическими испытаниями тепловоза ТЭП60-0002, проведенными ЦНИИ МПС, была установлена необходимость:

уменьшить жесткость пружин боковых опор;

увеличить момент трения между кузовом и тележкой в горизонтальной плоскости;

увеличить зазор между ограничениями вертикального отклонения кузова.

Поэтому с тепловоза № 0025 введены следующие изменения:

а) рабочая статическая нагрузка на главную опору кузова уменьшена до 9500 кгс, а на боковую опору увеличена с 3500 до 4750 кгс;

б) прогиб пружин боковых опор под статической рабочей нагрузкой увеличен до 98 мм;

в) все боковые опоры выполнены с трением в горизонтальной плоскости между кузовом и тележкой;

г) зазор между ограничителями вертикального отклонения кузова увеличен на 20 мм и доведен до 35±5 мм;

д) соединение стакана 4 с кронштейном 5 выполнено посредством, шарниров.

До тепловоза № 0025 на каждой тележке боковые опоры применялись двух разновидностей: с трением в стыке с кузовом и шарнирно соединяющиеся с кузовом. Опоры с трением располагались первыми по ходу тепловоза. Начиная с тепловоза № 0025, боковые опоры кузова (рис. 134) состоят из кронштейна 13, отлитого из стали 20ЛП, приваренного к боковине рамы тележки и опирающегося на него стакана 12, изготовленного из стали 40.

Внутренняя трущаяся поверхность стакана проходит термическую-обработку до твердости HRC 35-i- 40 с глубиной закаленного слоя 1,5—2,5 мм. На стакан 12 опирается пружина 10.

Вертикальная нагрузка от кузова на пружину передается штоком

7 через стакан 8 посредством упора 9 и винта 14. Для предохранения от износа наружной трущейся части стакана 8 к нему в зоне трения приварена втулка 11, изготовленная из стали 40 с твердостью HRC 35-^40. Концы штока 7, изготовленного из стали 45, так же как и упор

9, изготовленный из стали 40ХС, термически обрабатывают до твердости HRC 40-^55.

Кузов опирается на боковую опору через плиту 3, изготовленную из стали 50Г и обработанную до твердости HRC 45-^50.

При перемещении тележки относительно кузова скоба 22, соединенная с тележкой кронштейном 5, ведет за собой верхнюю часть боковой опоры, перемещая ее относительно опорной плиты 3, вследствие чего на,их стыке возникает трение, способствующее уменьшению колебаний кузова в горизонтальной плоскости. Нижняя часть боковой опоры может перемещаться в вертикальной плоскости относительно кронштейна 13.

Для предотвращения от попадания внутрь стакана 8 пыли, посторонних предметов и воды стакан закрыт защитным чехлом 6. Для

удаления скопившейся в стакане 8 воды в нем предусмотрены два отверстия диаметром 25 мм.

Опоры регулируют после опускания кузова тепловоза на тележки винтами 14 на прямом горизонтальном пути с полным служебным весом тепловоза. Высота пружин 10 при этом должна быть равна 320± ±10 мм. До тепловоза №0025 высота пружин под рабочей нагрузкой составляла 270 мм. После регулировки опор положение регулировочных винтов 14 фиксируют колпачками 15 и стопорной проволокой 16.

В целях совершенствования работы отдельных деталей боковых опор кузова были проведены изыскания по подбору трущихся пар стыка боковой опоры и кузова. Так, на тепловозах № 0085 и 0086 опорные стаканы 4 были армированы капроном. Работа пары сталь 50Г и капрон дала удовлетворительные результаты.

Также проводились работы по установлению возможности использования в скользящем стыке рамы кузова и боковой опоры марганцовистой стали Г13. Опоры из такой стали были установлены на тепловозах № 0113 и 0114. Стыки этих опор работали удовлетворительно.

Были также использованы на скользящей плоскости стакана 4 боковой опоры металлокерамические плитки, спрессованные из порошка смеси сталь—графит—медь—сера. Опоры из металлокерамических плиток установлены на тепловозах 2ТЭП60-0008 и 2ТЭП60-0009. Наблюдение за работой стыка боковой опоры и рамы кузова, состоящего из стали марки 50Г и маталлокерамической плитки, показало, что работают они удовлетворительно. Тонкие 17 и 21 металлокерамические втулки шарниров боковых опор, часто разрушавшиеся в эксплуатации, с тепловоза № 0299 заменены втулками из марганцовистой стали Г13.

Мероприятия по дальнейшему улучшению работы боковой опоры были введены на опытных узлах, установленных на тепловозах № 0264, 0265 и 0266. Боковые опоры, установленные на этих тепловозах, имеют следующие особенности:

а) применена металлокерамическая шайба в верхнем скользящем стыке, работающая в паре с плитой из термообработанной стали 50Г;

б) установлены в шарнирах верхнего узла боковых опор втулки из марганцовистой стали, а валики из стали 45 с твердостью HRC 40-г-50;

в) оборудованы вертикальные направляющие боковых опор втулками 11 из марганцовистой стали;

г) изменены некоторые размеры деталей, входящих в узел, что повысило устойчивость работы пружинного узла.

Характеристика пружин боковых опор из стали 55С2 или 60С2 приведена в табл. 26.

 

 

Таблица 26

 

 

 

 

 

Рис. 134. Боковая опора кузова:
1 — разгрузочный упор;
2 — болты, укрепляющие верхнюю плиту; 3 — опорная плита; 4 -- опорный стакан верхний; 5 — кронштейн шарнирной скобы; 6 — защитный чехол; 7 — шток; 8 — стакан подвижной; 9 — упор; 10 — пружина, 11 — направляющая втулка; 12 — опорный стакан; 13 — кронштейн боковой опоры; 14 — регулировочный винт; 15 — предохранительный колпачок; 16 — стопор; 17, 21 —
втулки; 18, 20 — валики; 19 — укрепляющие болты; 22 — шарнирная
скоба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..