Пуск дизеля тепловоза ТЭП60

  Главная      Учебники - Тепловозы     Пассажирский тепловоз ТЭП60 (Издание третье, переработанное и дополненное) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

Пуск дизеля тепловоза ТЭП60

 

 

 После прогрева масла и воды можно пускать дизель. Во время пуска дизеля тяговый генератор работает в режиме электродвигателя, получая питание от аккумуляторной батареи. Далее будем рассматривать работу электрооборудования при управлении с переднего пульта одним тепловозом.

Перед пуском дизеля необходимо подготовить электрическую схему к работе. Для этого нужно произвести ряд переключений в схеме.

1. Повернуть блокировочный ключ КБ, расположенный на высоковольтной камере в положение «1 (передний) пульт».

2. Повернуть переключатель питания топливного насоса ПКП в положение «1 тепловоз».

3. Установить рукоятку контроллера машиниста на нулевую позицию.

 

4, Включить на пульте автоматический выключатель «Топливный насос».

После включения автомата «Топливный насос» ток идет по следующей цепи: клеммы 7/1—5 высоковольтной камеры, провод 706, замкнутый контакт «1 тепловоз» переключателя ПКП, провод 790, контакт 27 ключа КБ, провод 644, клемма 12113 пульта управления, провод 645, контакты автомата «Топливный насос», провод 646, клемма 12/14 пульта управления, провод 791, замкнутые контакты тумблера «Аварийное отключение дизеля» на переднем столе помощника машиниста, провод 792, клемма 15/7 переднего пульта управления, провод 793, клемма 15/7 заднего пульта управления, провод 792, замкнутые контакты тумблера «Аварийное отключение дизеля» на заднем столе помощника машиниста, провод 795, клемма 15/8 заднего пульта управления, провод 647, клеммы 3/10—11 высоковольтной камеры, провод 720, катушка контактора КТН, провода 482, 780, клеммы 1/1—10 высоковольтной камеры. Контактор КТН включается и подает напряжение на электродвигатель топливного насоса ЭНТ1 по следующей цепи: клеммы 7/1—5 высоковольтной камеры, провод 891, контакты автомата «Топливный насос», расположенного в высоковольтной камере (этот автомат предназначен только для защиты цепи ЭНТ1 и ЭНТ2 и всегда находится во включенном положении), провод 889, контакты КТН, провод 888, контакты переключателя топливных насосов ПКТН, провод 842, клемма 4/7 высоковольтной камеры, провод 843 х 2, клемма тройниковой коробки ТК2/4, провод 892 х 2, обмотки двигателя ЭНТ1, провода 844, 896, клемма ТК 2/3, провод 868, клеммы 1/1 10 высоковольтной камеры. Электродвигатель ЭНТ1 вращает

топливоподкачивающий насос. На случай выхода из строя двигателя ЭНТ1 или приводимого им топливного насоса на тепловозе предусмотрена резервная установка из электродвигателя ЭНТ2 и второго топливного насоса. Переключение на резервную установку осуществляется переключателем ПКТН, расположенным в высоковольтной камере.

5. Включить на пульте автоматический выключатель «Управление». При включении этого автомата положительный полюс аккумуляторной батареи соединяется с неподвижными контактами контроллера КМ по следующей цепи: клеммы 7/1—5, провод 737, контакт 21 ключа КБ, провод 692, клемма 13/1 пульта управления, провод 693, контакты автомата «Управление», провод 695, клеммы 15/10—11 пульта управления, провод 694, контакты контроллера.

Включением описанных выше цепей заканчивается подготовка тепловоза к пуску и работе. После остановки агрегатов котла-подо-гревателя и маслопрокачивающего насоса можно приступать к пуску дизеля. Процесс пуска дизеля на тепловозах ТЭП60 последних выпусков полностью автоматизирован, и участие машиниста ограничивается кратковременным нажатием на кнопку «Пуск дизеля». После включения кнопки «Пуск дизеля» получает питание катушка реле времени РВ1 по следующей цепи: девятый контакт контроллера КМ, провод 605, клемма 12/10 на пульте управления, провод 607, кнопка

«Пуск дизеля», провод 606, клемма 12/11 пульта управления, провод 1126, клемма 5/8 высоковольтной камеры, провод 1127, размыкающие контакты реле РУ1, провод 624, клемма 3/7 высоковольтной камеры, провод 625, размыкающие блок-контакты контактора КГ, провод 636, клемма 3/6, провода 627, 628, размыкающие контакты реле РВ1, провода 629, 630 катушка реле времени РВ1, провод 631, клеммы 1/1—10 высоковольтной камеры. Реле времени РВ1 включается и размыкает контакты в цепи своей катушки, вводя в цепь катушки токоограничивающий резистор СРВ1. Одновременно включается замыкающий контакт реле времени РВ1 в цепи катушки промежуточного реле Рпр8. Катушка Рпр8 получает питание через автомат «Топливный насос» и тумблеры «Аварийного отключения дизеля» по цепи: клемма 3/10—11 высоковольтной камеры, провод 649, контакты штепсельного разъема дизеля ШРД/12, провод 650, перемычка, контакты реле давления масла РДМ1, замкнутые при отсутствии давления, провод 651, контакты штепсельного разъема ШРД/11, провод 652, клемма 3/9 высоковольтной камеры, провод 770, замыкающие контакты реле времени РВ1, провод 771, размыкающие с выдержкой времени контакты реле времени РВ1, провод 772, катушка реле Рпр8, провод 654, клеммы 1/1—10. Реле Рпр8 срабатывает и шунтирует своими замыкающими контактами кнопку «Пуск дизеля». После включения Рпр8 кнопка «Пуск дизеля» может быть отпущена, а питание цепей управления, участвующих в пуске дизеля, обеспечивается по цепи: девятый контакт контроллера машиниста, провод 605, клемма 12/10 пульта управления, провод 608, контакты 23 ключа КБ, провод 611, замыкающие контакты реле Рпр8 провод 612, клемма 3/7 высоковольтной камеры и далее так же, как и от кнопки «Пуск дизеля».

Параллельно катушке реле времени РВ1 включена катушка реле времени РВЗ со своим токоограничивающим резистором СРВЗ. Включаясь, это реле подготавливает цепь пуска дизеля при горячем масле (температура масла больше 60° С). Кроме того, одновременно с реле РВ1 через кнопку «Пуск дизеля» или замыкающие контакты реле Рпр8, а затем через клемму 3/7, провод 1136 и диод Д1, который предотвращает подачу напряжения на цепь пуска при работающем дизеле, получают питание следующие аппараты:

а) по проводу 1134 — катушка реле РпрЮ;

б) через замыкающие контакты контактора КТН, по проводу 658, клемме 3/13 высоковольтной камеры, по проводу 659, через контакт штепсельного разъема ШРД/14, по проводу 660 — катушка блок-магнита БМ регулятора частоты вращения вала дизеля. Включаясь, блок-магнит БМ вводит в действие регулятор частоты вращения вала дизеля. После срабатывания реле РпрЮ размыкаются его размыкающие контакты между проводами 1114, 1113 в цепи прокачки масла после остановки дизеля и замыкаются его замыкающие контакты между проводами 633 и 1112. При этом получает питание катушка контактора КМН электродвигателя маслопрокачивающего насоса по цепи: клемма 3/7, провод 625, размыкающие блок-контакты КГ, провод 632, размыкающие блок-контакты контактора 2КД,

провод 633, замыкающие контакты реле РпрЮ, провод 1112, катушка контактора КМН, провод 634, клеммы 111 -f- 10. Контактор КМН срабатывает и своими силовыми контактами подает напряжение на электродвигатель ЭНМ1 маслоподкачивающего насоса по цепи: положительный полюс выключателя батареи ВКБ, провода 807, 819, предохранитель 125 А, провод 865, силовые контакты КМН, провод 866, клемма высоковольтной камеры 6/16, провод 867, клемма ТК 2/2, провод 895, электродвигатель ЭН Ml, провод 896, клемма ТК 2/3, провод 868, клеммы 1/1 -т- 10.

Электродвигатель ЭН Ml вращает вал маслоподкачивающего насоса, который обеспечивает смазку узлов дизеля перед пуском. Когда давление масла достигнет величины 0,2—0,3 кгс/см2, реле давления масла РДМЗ замкнет свои контакты в цепи катушки контактора 2КД. Катушка контактора получает питание по цепи: размыкающие блок-контакты КГ, провод 636, клемма 3/6, провод 615, контакты ШРД/9, провод 616, контакты блокировки валоповоротного устройства БВУ, провод 617, контакты реле РДМЗ, провод 618, контакты ШРД/10, клемма 3/8 высоковольтной камеры, катушка 2КДГ провод 780, клеммы 1/1 -f- 10. Контактор 2КД включается и своими размыкающими блок-контактами разрывает цепь питания катушки КМН, прекращая предпусковую прокачку масла. Одновременно замыкающие блок-контакты 2КД подают напряжение на катушку контактора 1КД-

Если температура масла превышает 60° С, то мощности прокачивающего насоса недостаточно для обеспечения давления 0,2 кгс/см2. В этом случае предпусковая прокачка масла контролируется по времени работы насоса. Для этой цели параллельно контактам РДМЗ включена цепь, содержащая последовательно включенные контакты реле РВЗ с выдержкой времени на замыкание и контакты термореле РТ-600, замкнутые при температуре масла выше 60° С. По истечении 2 мин после начала прокачки контакты реле РВЗ замыкаются и при замкнутых контактах термореле РТ-60° подается питание на катушку 2КД-

После включения контактора 1КД якорь генератора и пусковая обмотка подключаются к аккумуляторной батарее по цепи: положительный полюс выключателя ВКБ, шина 175LU, силовые контакты 1КД, провода 143, 101, якорь генератора, обмотка дополнительных полюсов генератора, пусковая обмотка генератора, провод 144, силовые контакты 2КД, шина 176Ш, выключатель ВКБ. Генератор, работая в режиме электродвигателя, прокручивает коленчатый ьал дизеля.

Одновременно с началом прокрутки замыкающими блок-контактами 1КД через автомат «Топливный насос» и тумблеры аварийного отключения дизеля подается напряжение на катушку электропнев-матического вентиля ВУП ускорителя пуска по цепи: провод 666, замыкающие блок-контакты 1КД, провод 671, клемма 2/11, провод 672, контакты ШРД/15, провод 673. Вентиль ВУП подает воздух в сервомотор ускорителя пуска, который обеспечивает увеличенную подачу топлива на время пуска дизеля.

В первый момент после включения контакторов 1КД и 2КД ток генератора имеет максимальное значение и достигает 1700—1800 А, напряжение аккумуляторной батареи при этом снижается до 30—33 В. По мере увеличения частоты вращения вала дизеля ток генератора падает, а напряжение на батарее растет, приближаясь к номинальной величине 64 В.

Окончание пуска определяется по величине давления в масляной системе дизеля. Когда давление масла достигнет величины 1,5—1,6 кгс/см2, замыкаются контакты реле давления масла РДМ1 в цепи катушки блок-магнита БМ, а вторая пара контактов реле РДМ1 разрывает цепь питания катушки реле Рпр8. После отпадания реле Рпр8 разрывается цепь питания катушек аппаратов, участвующих в пуске: 1КД, 2КД, РВ1, РВЗ, ВУП, и пуск прекращается. Катушка блок-магнита после отпадания контактора 1КД получает питание через контакты РДМ1 по цепи: клемма 3110—11, провод 649, контакты ШРД112, провод 650, контакты РДМ1, провод 655, контакт ШРД/13, провод 656, клемма 3/12, провод 657, диод Д2, размыкающие контакты реле Рпр7, провод 658, клемма 3/13 и далее, как и в процессе пуска.

Через эти же контакты РДМ1 от клеммы 3/12 по проводам 1125,

1115, 1117, через размыкающие контакты реле РВ4, по проводам

1116, 1118 получает питание катушка реле РВ4, Реле РВ4 срабатывает и своими размыкающими контактами между проводами 1117 и 1116 вводит в цепь катушки токоограничивающий резистор СРВ4. Кроме того, замыкаются контакты реле РВ4 с выдержкой времени на размыкание в цепи катушки контактора КМН, подготавливается цепь прокачки масла после остановки дизеля.

Реле РпрЮ после окончания пуска остается включенным, так как его катушка получает питание через замкнутые контакты РДМ1, диод Д2, контакты Рпр7 и далее по проводу 1133, через замкнутые блок-контакты КТН и по проводу 1134.

При остановке дизеля по любой причине давление масла падает и контакты реле РДМ1 в цепи БМ, реле РВ4 и РпрЮ размыкаются. При этом катушки названных аппаратов теряют питание, замыкаются контакты реле РпрЮ между проводами 1114, 1113 и катушка контактора КМН получает питание по цепи — положительные клеммы 7/1 -f- 5; провод 736, замкнутый автомат «Жалюзи», провод 1114, замыкающие контакты реле РпрЮ, провод 1113, размыкающие контакты с выдержкой времени на размыкание реле РВ4, провод 1111, катушка КМН, провод 634, клеммы 1/1 -г 10. Контактор КМН включается и начинается прокачка масла, которая продолжается 1,5 — 2,5 мин, пока не разомкнутся контакты реле РВ4.

В схеме предусмотрена также возможность включения контактора КМН вручную при помощи тумблера КМН. При этом питание катушки КМН осуществляется также через контакты реле РпрЮ, я затем по проводу 642, через тумблер КМН, по проводам 643, 1112.

Если пуск оказался неудачным, то давление масла не может возрасти до величины, необходимой для срабатывания релеРДМ1. В этом случае для предохранения аккумуляторной батареи от чрезмерного

разряда цепи пуска отключаются контактами реле времени РВ1, которые через полторы минуты после нажатия кнопки «Пуск» разомкнут цепь питания катушки реле Рпр8, прекращая неудачный пуск. В цепи кнопки «Пуск дизеля» имеются размыкающие контакты реле РУ1. Реле РУ1 не позволяет включить пусковые контакторы, если дизель работает без нагрузки. Катушка реле РУ1 получает питание через автоматический выключатель «Топливный насос» на пульте управления, через контакты РДМ1, замкнутые при работающем дизеле, и далее по цепи: провод 655, контакт ШРД/13, провод 656г клемма 3112 высоковольтной камеры, провод 1125, размыкающие контакты контактора возбуждения возбудителя КВ, провода 1124, 604, катушка РУ1, провода 581, 582, 576, 575, клеммы 111—10. Когда реле РДМ1 сработало, то контакты РУ1 разрывают цепи питания катушек КМН, РВ1, КД1 и КД2. Для защиты от случайного включения кнопки «Пуск дизеля» при работе дизеля под нагрузкой в цепь катушек пусковых аппаратов введены размыкающие контакты контактора КГ.

Реле РУ1 при работе дизеля под нагрузкой используется для переключений в цепях реле перехода, о чем сказано будет ниже.

Электрическая схема, кроме нормального пуска дизеля, дает возможность прокрутить дизель, не пуская его. Для прокрутки дизеля необходимо произвести те же подготовительные операции, что и при пуске, за исключением включения автомата «Топливный насос». Прокрутка осуществляется нажатием на кнопку «Пуск дизеля». При прокрутке также включается маслоподкачивающий насос. После того как давление возрастет до величины 0,2—0,3 кгс/см2, срабатывает реле РДМЗ и включает пусковые контакторы 1КД и 2КД. Так как топливный насос и блок-магнит регулятора выключены, то дизель прокручивается, но пуска не произойдет. Катушка реле Рпр8 при прокрутке не получает питания, поэтому длительность процесса прокрутки определяется временем, в течение которого нажата кнопка «Пуск». При нормально заряженной аккумуляторной батарее генератор прокручивает коленчатый вал дизеля со скоростью 98—100 об/мин, потребляя от батареи ток 680—700 А.

После окончания пуска дизель продолжает работать на холостом ходу. Если рукоятка контроллера находится на нулевой позиции, то дизель работает при частоте вращения вала 400 об/мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..