ОСМОТР И РЕМОНТ УЗЛОВ И
ДЕТАЛЕЙ ОХЛАЖДАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА ТЕПЛОВОЗА ТЭП60
Выход из строя терморегуляторов, их демонтаж и
ремонт тепловоза ТЭП60
Наиболее часто встречающихся случаев
неисправности два. Выходит из строя узел уплотнения в термопатроне и
весь или часть наполнителя вытекает. При этом золотник терморегулятора
остается неподвижным и вентилятор вращается с минимальными оборотами или
стоит. Эта неисправность не может быть устранена на ходу тепловоза и
следует перейти на ручное управление золотником, установив его в такое
положение, которое больше всего будет соответствовать развиваемой
мощности дизеля. Возможно придется несколько раз за поездку вручную
регулировать золотник, перемещая его при помощи вилки 20 (см. рис. 67) в
положение, соответствующее режиму дизеля.
При понижении температуры воды или масла дизеля золотник заело и он не
может возвратиться на место. Вентилятор будет продолжать работать с
прежней частотой, вызывая переохлаждение холодильника. При повышении
температуры дизеля золотник будет испытывать все возрастающее усилие
наполнителя датчика. И если этим усилием золотник не будет перемещен
вверх для перекрытия дроссельной щели, то произойдет повреждение
резинового уплотнения датчика и утечка церезина. Вентилятор начнет
снижать частоту вращения, что может привести к перегреву дизеля и даже
его остановке.
Для устранения этого дефекта следует попытаться вручную переместить
золотник, и если заедание не устранимо, то произвести ремонт в депо. У
терморегулятора с вышедшим из строя датчиком вилка будет находиться в
нижнем положении. По этому внешнему признаку и определяется отмеченная
неисправность.
Иногда имеет место течь по штоку золотника из-за пропуска манжет 1 (см.
рис. 67). Небольшая течь неопасна, так как манжеты находятся под
давлением 0,3—0,6 кгс/см2. Однако во избежание потерь масла из системы,
емкость которой весьма ограничена, при заходе в депо тепловоза манжеты
следует заменить. При обнаружении незначительной течи уплотнительного
кольца 5 его следует заменить в депо.
Для ремонта датчика первого круга циркуляции (охлаждение воды) снимать
весь терморегулятор не требуется. После перекрытия двух кранов на
водяном трубопроводе к стакану, в котором расположен тер-мопатрон,
последний вывертывают из основания 13 и заменяют новым, заблаговременно
оттарированным. Замена датчика терморегулятора второго контура
циркуляции (масло и наддувочный воздух дизеля) сложнее. Необходимо слить
масло гидропривода из сливных и нагнетательных труб, слить масло дизеля
в картер, отсоединить трубы от терморегулятора, открепить и снять
терморегулятор, после чего приступить к ремонту или замене датчика.
После замены термодатчиков, сборки соответствующих трубопроводов и
заполнения систем следует пустить дизель и проверить температуры начала
работы вентиляторного колеса и его расчетного режима, т. е. 69 ± 1° С и
80 ± 2° С. Для корректировки работы терморегулятора на тепловозе в
пределах ± 3° С можно воспользоваться регулировочным винтом 12. При
начале работы вентиляторов, например, при температуре 66° С следует
снять вилку 20 и при помощи прорези на ее конце ввернуть винт в
хвостовик золотника 11 на один оборот. Золотник при этом опустится вниз
и начало вращения вентилятора будет смещено в зону более высокой
температуры. Если вентилятор начинает вращаться позднее, то золотник
следует подать регулировочным винтом вверх. Максимальный регулировочный
ход винта составляет ± 1.5 мм. И если этого хода окажется недостаточно
для подрегулировки, то следует снять датчик и откорректировать его
статическую характеристику за счет изменения объема наполнителя.