Устройство гидроматора тепловоза ТЭП60

  Главная      Учебники - Тепловозы     Пассажирский тепловоз ТЭП60 (Издание третье, переработанное и дополненное) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

ГИДРООБЪЕМНЫЙ ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРОВ ТЕПЛОВОЗА ТЭП60

 

 

Устройство гидроматора типа 11М тепловоза ТЭП60

 

 

 Все гидромоторы типа 11М (рис. 63) имеют двойной несиловой кардан, наклонную ось блока цилиндров и торцовое распределение рабочей жидкости.

В стальном корпусе 41 установлен вал 5 с поршнями. Задней опорой вала служит сдвоенный радиально-упорный подшипник 35 № 46216, а передней — радиальный шариковый подшипник 40 № 313. Между сдвоенным подшипником и корпусом, а также между передним подшипником и валом установлены регулировочные кольца 4 и 6, толщина которых определяется при сборке с обеспечением осевого люфта подшипников 0,15—,0,5 мм. Конец вала, выведенный наружу через манжету 1 в крышке 2, имеет шлицы. Противоположный конец вала в виде диска имеет 9 гнезд, в которые плотно посажены и развальцованы вкладыши 34 из бронзы АД9-4 (ГОСТ 18175—72). В каждом вкладыше завальцована шаровая головка шатуна 33 из стали 20Х (ГОСТ 4543—71). Вторая головка шатуна завальцована в поршне 29 из бронзы АЖ9-4. Поршни завальцовывают на головках шатунов последовательным про-тягиванием через набор матриц. После завальцовки шатун в поршне и во вкладыше должен поворачиваться от усилия руки. Отклонения шатуна в поршне (на угол 5°) и вкладыше (35°) проверяют по калибру. Осевой люфт не должен превышать 0,02 мм во вкладыше и 0,04 мм в поршне под нагрузкой 10 кгс. В случае большего люфта поршень и вкладыш должны быть срезаны и заменены новыми.

Блок цилиндров 15, изготовленный из стали X12Ф1 (ГОСТ 5950—63), имеет девять точно обработанных отверстий диаметром 26AS. В цилиндры с зазором 0,025—0,045 мм входят бронзовые поршни вала гидромотора. Зазор должен строго соблюдаться, так как при его увеличении будут нарастать утечки и падать к. п. д. машины, а при уменьшении может иметь место заклинивание поршней от температурного расширения. Последнее особенно опасно, так как приводит к разрушению гидромотора.

Цилиндры к основанию блока переходят в окна овальной формы, которые совмещены с дуговыми пазами на распределителе 24. Дуговые лазы распределителя совмещены с дуговыми пазами крышки 20.

Силами давления в цилиндрах и пружиной 17 блок прижимается к торцу распределителя из оловянно-свинцовистой бронзы ОСНЮ-2-3. Его рабочие торцы обрабатывают весьма точно: неплоскостность — в пределах до 0,05 мм, непараллельность — не более 0,02 мм. Перед окончательной обработкой торцов распределитель подвергают старению в масляной ванне при температуре 200° С с выдержкой 2 ч.

Штифт 18 цилиндрический 8Г х 25 и штифт 25 цилиндрический 5Г X 16, запрессованные в крышке 20, входят в пазы распределителя и удерживают его от проворота. Выходы штифтов над привалочной поверхностью крышки 7 ± 1 и 5 ± 1 мм, а также их запрессовку следует строго контролировать. При ослаблении посадки штифты «проваливаются», выход их становится малым, что может привести при сборке к непопаданию в прорези распределителя, отжиму его вместе с блоком и образованию зазора между крышкой и распределителем. Такие случаи имели место и приводили к беспрепятственному перетоку масла, подаваемого насосом, и отсутствию давления в системе. Выходной вал гидромотора оставался при этом неподвижным.

В центральной расточке крышки установлена ось блока 23 с подшипником 16 № 36205 (ГОСТ 831—62), на который надет блок цилиндров. Посадка последнего выполнена с зазором 0,01—0,04 мм, что обеспечивает возможность блоку цилиндров самоустанавливаться и сохранять постоянное прилегание к торцу распределителя, без чего невозможна работа гидромотора.

Два дуговых паза крышки 20 соединяются с четырьмя каналами: два канала выведены в торец крышки и соединяются с магистральным трубопроводом; другие два канала выводятся к клапанной коробке

19, являющейся предохранительным устройством, предотвращающим работу при избыточном давлении в системе.

Для синхронного вращения вала гидромотора и блока цилиндров служит кардан 11. Он состоит из валика — сталь 20Х (ГОСТ 4543—71) с запрессованными в него двумя пальцами из стали 12ХНЗА (ГОСТ 4543—71), термообработанными до твердости HRC 58...63. На пальцы

надевают ролики из стали ШХ-15 (ГОСТ 801—60), термообработанные до твердости HRC60...64. Валики и ролики кардана обрабатывают холодом для получения стабилизации размеров.
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 63. Гидромотор 11М № 20:
1 — манжета; 2 — крышка; 3, 7, 8, 22, 26, 27 — резиновые кольца; 4, 6 — регулировочные кольца; 5 — вал; 9, 28 — пробки; 10 — фланец; 11 — кардан; 12, 39 — бронзовые втулки; 13 — стопорное кольцо: 14, 36 — буксы блока и вала; 15 — блок цилиндров; 16, 35, 40 — шарикоподшипники; 17, 38 — пружины; 18, 25 — штифты цилиндрические; 19 — клапанная коробка; 20 — крышка; 21 — болт; 23 — ось блока; 24 — распределитель; 29 — поршни; 30 — пружинное кольцо; 31 — компенсационная шайба; 32, 37 — упоры малый и большой; 33 — шатун; 34 —
вкладыш; 41 — корпус

 

 

 

 

В центральном отверстии вала 5 установлены втулка 39 из бронзы АЖ9-4, букса вала 36 из стали 12ХНЗА, пружина 38 и упор большой 37 из бронзы АЖ9-4. Последний может свободно перемещаться в осевом направлении. Сферическая поверхность упора прижимается пружиной к шаровой поверхности валика кардана.

Второй сферический конец валика кардана прижат к сопряженной поверхности бронзового малого упора 32, посаженного в расточку буксы 14 блока, изготовленной из стали 12ХНЗА. Упор малый фиксируется пружинным кольцом 30. Букса блока вместе с бронзовой втулкой 12 посажена в расточку блока цилиндров таким образом, что выступы, имеющиеся на торце блока цилиндров, входят в соответствующие пазы буксы блока. От выпадания букса блока предохраняется стопорным кольцом 13. Для правильной установки кардана служит стальная компенсационная шайба 31.

Внутренние полости корпуса 41 и фланца 10 заполняются рабочей жидкостью, для заливки и слива которой служат отверстия, закрытые пробками 9 и 28 с уплотнительными кольцами 8 и 27. Утечки рабочей жидкости из внутренней полости гидромотора отводятся через штуцер, устанавливаемый вместо заливной пробки. На ранее выпускавшихся гидромоторах утечки отводились через центральный штуцер, который заменен болтом 21, имеющим уплотнение. Этот болт ввертывают в резьбовую часть оси блока. Крышки корпуса, фланцы, пробки уплотняют кольцами 3, 7, 8, 22, 26, 27 из маслостойкой резины.
 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..