Охлаждение масла водой в теплообменнике по
сравнению с охлаждением его воздухом в ребристых секциях имеет
существенные преимущества: а) значительно повышается надежность
охлаждающего устройства в целом из-за отсутствия масловоздушных секций,
часто выходящих из строя, особенно в зимних условиях; б) обеспечивается
устойчивость температуры масла независимо от температуры наружного
воздуха; в) упрощается компоновка секций на тепловозе и ремонт их в
процессе эксплуатации; г) упрощается система прогрева масла, так как
теплообменник при этом выполняет роль маслоподогревателя.
Благодаря отмеченным преимуществам водомасляное охлаждение получило
исключительно широкое распространение в зарубежном тепловозостроении.
Как правило, на всех современных тепловозах применяются только
водомасляные теплообменники и как исключение охлаждение масла
осуществляется в ребристых воздушных секциях.
Конструкторы Коломенского тепловозостроительного завода первыми
применили на отечественных тепловозах водомасляные теплообменники (на
ТЭ50 — в 1958 г., на ТЭП60 — с 1960 г., на двух опытных тепловозах с
гидропередачей ТГП50—в 1962—1963 гг., на ТЭП70— в 1973 г.). На
экспортном тепловозе М62 Ворошиловградского завода применен водомасляный
теплообменник тепловоза ТЭП60. Надежная работа теплообменников
Коломенского завода способствовала широкому распространению охлаждения
масла дизеля водой и на всех новых
конструкциях тепловозов воздушномасляные секции, в
том числе и с турбулизаторами, созданные ВНИТИ и выпускавшиеся
Ворошилов-градским заводом, вытеснены водомасляными теплообменниками.
Над созданием более эффективных водомасляных теплообменников в настоящее
время работают научные сотрудники МИИТа, ЦНИИ МПС, Брянского института и
ВНИТИ.
В основу разработанных на Коломенском заводе конструкций водомасляных
холодильников положены исследования моделей гладко-трубчатых
теплообменников, выполненные ЦНИИ А. И. Крыловым, а также расчетная
методика, выполненная на основании указанных исследований.
При достаточно высоких скоростях масла (1,5—1,8 м/с), омывающего снаружи
трубчатый элемент, а также благодаря устранению вредных перетеканий
масла удалось довести коэффициент теплопередачи гладкотрубчатых
теплообменников до 850—880 ккал/м2 • ч° С. Скорость воды в трубках
теплообменников составляет 1,5—1,8 м/с. Эксплуатация теплообменников
тепловозов ТЭП60 (рис. 57) в течение четырнадцати лет подтвердила их
высокую надежность, незначительную загрязняемость и простоту
обслуживания.
В корпусе теплообменника 12 из стали толщиной 6 мм
с двумя фланцами по концам установлен охлаждающий элемент 5. Он состоит
из 955 медных трубок 14 диаметром 10x1 мм. Разбивка трубок в пучке
выполнена по треугольнику, расстояние между трубками 3 мм. Концы трубок
закреплены в решетках. Снаружи концы трубок развальцованы и отбортованы,
с внутренней стороны трубки и решетки соединены пайкой путем
поочередного погружения концов охлаждающего
элемента в ванну с расплавленным припоем ПОССуЗО-2.
Девять перегородок 9 направляют поток масла поперек трубного пучка,
обеспечивая оптимальные условия для теплообмена. К цилиндрическим
периметрам перегородок приварены ободья И, в пазы которых закладывают
уплотнения из резины 10 марки 7-3465 (ТУ 38.005.204—71). Между барабаном
и трубным пучком устанавливают накладки 13 из алюминия АЛ5, доводящие до
минимума зазоры в поперечном сечении.
Температурное удлинение охлаждающего элемента компенсируется
перемещением его передней части, где расположен сальниковый узел II. Он
состоит из двух колец 7 из резины марки 7-3109грБ (б) (ТУ 38.105.376—72)
и промежуточного кольца 8. Е случае пропуска воды или масла капли
жидкости будут стекать наружу через трехмиллиметровые отверстия этого
кольца. Водяные полости передней 6 и задней 1 крышек уплотнены. Между
ребром задней крышки и трубной доской ставят паронитовую прокладку, а
между ребром передней крышки — уплотнение из резины марки 6331грВ (с)
(ТУ 38.105.376—72). Благодаря ребрам в крышках осуществляются три хода
воды по теплообменнику и реализуется требуемая ее скорость. Обе крышки
теплообменника отливались из алюминия АЛ5 (ГОСТ 2685—63). Однако в связи
со значительным кавитационным износом, требующим сложного ремонта, с
тепловоза № 0510 алюминиевые крышки заменены стальными.
Для удаления воздуха служат вентили 2 и 3, установленные в верхних
точках теплообменника.
Учитывая перспективность и преимущества водомасляного охлаждения для
тепловозных дизелей, а также отличную работу теплообменников
Коломенского завода, ВНИТИ и ЦНИДИ разработан типоразмерный ряд
трубчатых водомасляных теплообменников.
В табл. 9 приведены данные ЦНИИ МПС о
теплообменниках кругло-трубчатых без оребрения тепловозов ТЭП60, ТЭ10Л,
а также об опытном теплообменнике тепловоза ТЭЗ с U-образными стальными
трубками. Данные по ТЭП60 откорректированы.
При сравнении теплообменников тепловозов ТЭП60 и ТЭ10Л, одинаковых по
мощности, видно, что теплообменник ТЭП60 имеет лучшие характеристики.