В масляную систему дизеля входят: масляный насос, редукционные клапаны,
трубопроводы и внутренние каналы и сверления, по которым масло
подводится ко всем трущимся поверхностям. На дизель 11Д45А с № 156 были
установлены также предохранительные клапаны и центробежный масляный
фильтр, ранее располагавшиеся вне дизеля, во внешней (тепловозной) части
масляной системы. Масляный насос всасывает масло из картера дизеля и
направляет его под давлением по внешнему трубопроводу через сетчатый
фильтр и холодильник в патрубок подвода масла к дизелю. По патрубку
масло подводится в основной масляный канал блока, из которого оно
поступает на смазку всех подшипников коленчатого и распределительного
валов, головных и прицепных подшипников шатунов и на охлаждение головок
поршней. От штуцеров, приваренных к патрубку, масло по трубам подводится
на смазку подшипников ротора приводного нагнетателя, подшипников роторов
обоих турбокомпрессоров и к соплу, подающему масло на смазку зубьев
шестерен редуктора приводного нагнетателя, а также к двум каналам в
корпусе толкателей (лотке). Из каналов в лотке масло непосредственно
смазывает трущиеся поверхности толкателей и по трубкам, присоединенным к
штуцерам,являющимся одновременно шпильками для крепления фланцев
направляющих втулок толкателей, масло подводится на смазку клапанного
механизма на крышках цилиндра и на смазку подшипников привода топливного
насоса.
К подшипникам топливного насоса масло подводится также из одного из
каналов лотка, имеющего для этой цели в своей средней части выходной
фланец. В качестве одного из мероприятий, способствующих устранению
выброса масла в выпускную систему, с дизеля 11Д45 № 190 было ограничено
максимальное давление масла в обоих каналах лотка. На входе масла в эти
каналы был установлен редукционный клапан, отрегулированный на давление
3 кгс/см2. Для удобства прокладки трубопровода корпус редукционного
клапана снабжен раздаточным тройником.
Одним из недостатков масляной системы дизеля являлась необходимость
значительного прогрева масла перед пуском дизеля. При пуске дизеля с
температурой масла ниже +40° С происходило значительное повышение
давления масла в системе. Причиной была недостаточная пропускная
способность предохранительных клапанов, расположенных в масляном насосе
и во внешней системе трубопроводов. Для устранения этого недостатка с
дизеля 11Д45А № 156 клапаны с большей пропускной способностью
установлены на корпус редуктора приводного нагнетателя. Из масляного
насоса и из внешней системы масляного трубопровода клапаны изъяты.
Одновременно для упрощения масляной системы тепловоза центробежный
масляный фильтр перенесен на дизель. В связи с этим корпус масляного
насоса новой, упрощенной конструкции снабжен двумя дополнительными
фланцами для отвода масла к одному из перепускных клапанов,
отрегулированному на давление 10 кгс/см2, и к центробежному фильтру.
Масло по второму
перепускному клапану, отрегулированному на давление
б кгс/см2, отводится от патрубка подвода масла к дизелю. С этой новой
системой регулирования давления масла оказался возможным нуск дизеля при
температуре масла в системе +20° С и, следовательно, отпала
необходимость прогрева масла перед пуском дизеля в теплое время года.
Пуск дизеля при температуре масла ниже +20° С запрещается по
соображениям предотвращения возможных повышенных износов трущихся
поверхностей.
Уход за масляной системой в эксплуатации сводится к регулярному
наблюдению за качеством масла в системе, к доливам масла в картер дизеля
по мере его расходования, а также к своевременной очистке фильтров
грубой очистки и центробежного.
Анализ масла на вязкость, температуру вспышки и содержание воды следует
производить по возможности при каждом заходе в основное депо.
Браковочными признаками масла являются: диспергирующая способность при t
= 200° С ниже 0,3; щелочность в единицах pH спирто-бензольного раствора
масла ниже 5,5; вязкость при t = 100° С ниже 11,5 сСт, температура
вспышки ниже 180° С; содержание воды более 0,05%. Масло подлежит замене
при появлении любого отклонения от приведенных норм. Уровень масла в
картере при выезде из депо должен быть по верхнюю метку щупа, замеряемый
при работающем маслопрокачивающем насосе и после удаления воздуха из
масляного фильтра и теплообменника. Фильтрующие элементы грубой очистки
масла следует очистить от осадка при достижении перепада давления в нем
1 кгс/см2, а также при плановых ремонтах. Центробежный фильтр очищать
при плановых ремонтах.