Крышка цилиндра (рис. 16) состоит из чугунного
днища 12 и алюминиевой верхней части крышки 5. Днище 12 с крышкой 5
скреплено двумя шпильками 13, служащими одновременно для крепления
форсунки, шестью шпильками 14, скрепляющими крышку и втулку цилиндра, и
четырьмя шпильками, крепящими крышку цилиндра к блоку. Стык между днищем
12 и крышкой 5 пришабривают и притирают. В крышке размещены форсунка и
четыре выпускных клапана. Выпускные клапаны 11 притерты к гнездам,
образованным в чугунном днище, и вставлены в крышку снизу.
Для направления и уплотнения штоков выпускных клапанов в крышку 5
запрессованы четыре чугунные втулки 10 с металлокерамическими втулками 6
и уплотнительными кольцами 50 и 51 из фторопласта, которые удерживаются
во втулке 10 от выпадания упругим кольцом 48. Для нормальной работы
фторопластового уплотнения подбором колец 49 устанавливается осевой
зазор 0,15—0,25 мм. На уплотнительных кольцах установлены пружинки,
прижимающие их к шпинделю клапана. Отгибы пружинок фиксируют положение
колец 50 и 51 так, чтобы разрезы колец были смещены на 90°.
В верхней части крышки имеется полость для сбора масла, стекающего с
рычажно-клапанного механизма. Из этой полости масло сливается через
лоток в картер дизеля. Чтобы не допустить попадания масла в стыки между
крышкой, днищем и блоком, все расположенные в этой полости сквозные
отверстия для шпилек крепления втулок цилиндра к крышке и крышки
цилиндра к блоку уплотнены сверху резиновыми кольцами. Стык между
приливом днища и приливом лотка, образованный для размещения масляного
сливного канала, уплотнен кольцом 24, насаженным на втулку 25. В стыке
между днищем 12 и крышкой 5 в отверстия для перетока воды и в одно
отверстие для слива масла в лоток установлены кольца 22 и втулки 21.
Кольца 22 и 24 выполнены из маслостойкой резины, а втулки 21 и 25 — из
нержавеющей стали.
Днище и крышка имеют полости для охлаждающей воды, которая омывает
нагретые стенки днища и крышки. Вода перетекает из блока в днище через
восемь перепускных отверстий. Из днища 12 вода через два отверстия
перетекает в крышку 5, а из нее через два отверстия во фланце выпускного
коллектора перепускается в отводящий коллектор. Сверху к крышке цилиндра
четырьмя шпильками 15 прикреплена стойка 20. Две шпильки ввернуты в
крышку, две другие — в переходные гайки 23, крепящие крышку к втулке
цилиндра. Для удобства монтажа стойка прикреплена к крышке дополнительно
одним коротким болтом 28.
Со стороны развала блока к крышкам цилиндров обоих рядов прикреплены
индикаторные вентили (рис. 17). Для охлаждения индикатор-ного вентиля в
его корпус поступает вода из крышки цилиндра через два отверстия,
уплотненных кольцами 27 из маслостойкой резины, насаженными на втулки 26
из нержавеющей стали (см. рис. 16).
Вентили используются для декомпрессии цилиндров и замеров давления
сгорания и сжатия. Вентиль открывают и закрывают вращением гайки 5 до
отказа.
Выпускные клапаны изготовлены из жаростойкой стали. Для повышения
долговечности рабочая фаска клапана наплавлена кобальтовым сплавом марки
ВЗК- Седлом для клапана служит коническая расточка днища крышки цилиндра
в месте посадки тарелки клапана. Клапан прижат к седлу двумя пружинами 7
и 8, опирающимися вверху на тарелку 36, закрепленную разрезными сухарями
37. На верхний конец стержня клапана для предохранения его от
расклепывания насажен стальной каленый колпачок 35, застопоренный
пружинным кольцом 34.