УСТАНОВКА И ПРИВОД ТОРМОЗНОГО КОМПРЕССОРА
ТЕПЛОВОЗА ТЭМ7
На тепловозах ТЭМ7 с № 0001 по № 0016, 0018 и 0019 установлен компрессор
ПК-5,25. С целью более эффективного снабжения сжатым воздухом тормозной
системы поездов увеличенной длины и для ускорения разгрузки думпкаров
промышленного транспорта, которые в магистрали для питания разгрузочных
цилиндров имеют утечки воздуха, превышающие в 5—6 раз нормы МПС для
тормозной магистрали, заводом был изготовлен опытный тепловоз ТЭМ7-0017,
оборудованный двумя компрессорными установками.
Каждая такая установка включает в себя компрессор ВУ 3,5/9-1450 (типа
ПК-35М) левого вращения, если смотреть со стороны привода, и
электродвигатель П2К-02 с рабочей частотой вращения 1250 об/мин.
Компрессор работает на тепловозе при давлении нагнетания 0,75— 0,85 МПа
(7,5—8,5 кгс/см2). Компрессоры включаются в работу последовательно — с
выдержкой по времени 3 с. Суммарная производи-тельность двух
компрессорных установок 6 м3/мин.
По результатам работы на тепловозе ТЭМ7-0017 двух компрессорных
установок, электродвигатели которых получают питание от одного
стартер-генератора типа 2ПСГ-02, завод, начиная с ТЭМ7-0020, перешел на
выпуск тепловозов с двумя компрессорными установками для предприятий
Минуглепрома СССР и Минчермета СССР.
Установка двух компрессоров с электродвигателями приведена на рис. 162.
Компрессор 1 и электродвигатель 2 смонтированы на общей тумбе 15, что
позволяет вести их центровку и совместную установку вне тепловоза.
Центровку электродвигателя с компрессором производят после окончательной
установки на тумбу компрессора подбором количества прокладок толщиной
соответственно
0,5; 1; 2 мм. Толщина набора прокладок не должна превышать 5 мм. При
центровке допускается несоос-ность валов не более 0,2 мм, а перекос осей
— не более 0,1 мм на диаметре 200 мм. После центровки положение
компрессора и электродвигателя фиксируют коническими штифтами 14
(конусность 1:50, диаметр 10,8 мм) в количестве 2 шт. на каждый агрегат.
Конические штифты устанавливают на диагонально расположенных опорных
поверхностях.
Допускается установка штифтов под углом не более
10°.
Компрессор крепят к тумбе четырьмя болтами М20Х65, а электродвигатель —
четырьмя болтами М20Х75. Тумбу с установленными на ней компрессором и
электродвигателем посредством четырех болтов М30Х80 крепят к опорам,
которые приварены к верхнему настильному листу рамы тепловоза.
Тумба 15 сварена из стальных листов. Установочные и привалочные
поверхности тумбы после сварки обрабатывают механически.
Компрессор приводится во вращение от электродвигателя посредством
втулочно-пальцевой муфты. Муфта состоит из фланцев 4 и 7, которые
изготовлены из стали с термообработкой до твердости НВ 255—302.
Взаимное прилегание конических поверхностей (конусность 1:10) фланцев и
сопрягаемых с ними валов проверяют по краске. Прилегание должно быть
равномерным с образованием сплошных кольцевых поясов и составлять не
менее 60 % каждой сопрягаемой поверхности.
Стопорение гайки 10, крепящей фланец 7 на валу электродвигателя,
осуществляют посредством трех болтов 11 с резьбой Мб. Отверстия под
болты во фланце сверлят и нарезают после надежной затяжки гайки 10, а
сами болты тщательно стопорят проволокой.
Стопорение гайкн 9, которая крепит фланец 4 на валу компрессора,
осуществляют планкой 12. Для предохранения планки от выпадания
предусмотрена крышка 8, которую крепят тремя болтами 13 к гайке 9. Болты
тщательно стопорят проволокой.
Установка компрессора ПК-5,25 с электродвигателем 2П2К-02 приведена на
рис. 163.
По конструкции эта установка в принципе аналогична одной из
представленных на рис. 162 и описанной в начале настоящего раздела.
Однако во втулочно-пальцевой муфте в отлнчие от муфты, используемой для
привода компрессора ПК-35М, упругие втулки установлены во фланце
электродвигателя. Изменение конструкции муфты для привода компрессора
ПК-35М вызвано необходимостью унификации таких муфт, применяемых на
тепловозах других серий. Фланец 3 (см. рис. 163) на валу компрессора
имеет шкив для привода вентилятора компрессора.
Стопорение гайки 10, крепящей фланец 3 на валу компрессора, осуществляют
посредством стопорной шайбы 11.
Стопорение гайкн 8, которая крепит фланец 6 на валу электродвигателя,
осуществляют болтами 9. Стопорение болтов производят проволокой.
Рис. 162. Установка и привод двух тормозных
компрессоров:
1—компрессор; 2—электродвигатель; 3—палец; 4, 7—фланцы; 5—кольцо
резиновое; 6, 9, 10—гайки; 8—крышка; 11, 13—болты; 12—планка стопорная;
14—штифт конический; 15—тумба