Дизель пускается нормально - управление дизелем
тепловоза ТЭМ7
После предварительной прокачки маслом дизеля
в течение 60 с реле РВЗ включило контакторы КД1 и КД2, которые включили
стартер-генератор. Коленчатый вал дизеля начинает вращаться и
одновременно вращает якорь возбудителя. Блокировочный контакт контактора
КД1, включенный между проводами 715.4 и 53.13, включает временное
возбуждение по цепи: К.53, 53.13
2 R60, 717.1, шунт Ш2, 719.2, К-719, 719.1, зажим U1 возбудителя, якорь
возбудителя, зажим U2 возбудителя, 2.81, К-2. Одновременно с включением
КД1 и КД2 блок БПД получает питание с зажима К.53. Напряжение с зажимов
С1 и С2 возбудителя подается на схему контроля пуска в БПД по двум
цепям:
первая цепь — зажим С1 возбудителя, 721.1, ПРИ, 723.3, зажим HI ТТ,
723.1, зажим 1 трансформатора 1ТР, 723.7, XI.19 (зона 4А),
723.8, з.к. РУ27, минусовая шина схемы контроля, соединенная с «минусом»
схемы управления тепловозом;
вторая цепь, зажим С2 возбудителя 733.3, зажим ~2 в управляемом
выпрямителе УВВ, 733.2, XII.31,
733.1, зажим 2 трансформатора 1ТР,
733.7, XII.20 (зона 4А), 733.8, з.к. РУ27, диоды Д1 и Д42 и далее на
схему контроля пуска.
Когда величина напряжения на входе схемы контроля пуска достигнет
2,2—2,3 В, величина выпрямленного напряжения после диодов Д1 и Д42 будет
достаточная дЛя открытия тиристора ВУ1. Через открывшийся тиристор ВУ1 и
последовательно включенную ему катушку реле РП потечет ток, который
приведет к срабатыванию реле РП. Цепь включения реле РП: «плюс» с зажима
К.53, 53.13 з.к. КД1, 61.3, К-61, 61.5, Х.6,
61.4, р. к. РУ1, з. к. РУ28, катушка реле РП, тиристор ВУ1, «минус» в
БПД. Реле переключит свои контакты: цепь на управляющий электрод ВУ1
отключится и соберется цепь подачи сигнала на управляющий электрод
тиристора ВУ2 через стабилитрон СТ. Снятие напряжения с управляющего
электрода ВУ1 не приведет к закрытию тиристора, так как для его закрытия
необходимо снять питание с клеммы К-61. По мере увеличения частоты
вращения якоря возбудителя напряжение, снимаемое с его зажимов,
возрастает, и когда оно достигнет величины (32 ±1) В, падение напряжения
на резисторе R5 достигнет величины, достаточной для пробоя стабилитрона
СТ, и тем самым тиристор ВУ2 откроется. Напряжение на зажимах
возбудителя достигнет величины 32 В только в том случае, когда дизель
«подхватит», т. е. появятся вспышки в цилиндрах, что говорит о том, что
дизель запустился и частота вращения начинает резко увеличиваться. Это
приводит к увеличению частоты вращения возбудителя и, как следствие
этого, увеличению его напряжения.
После открытия ВУ2 включаются промежуточные реле РУ2 и РУЗ по
цепи: ВкА4, 53.1, II.9, 53.2, К.53,
53.12, зажим Д20 дизеля, з.к. реле давления масла ДДМ4 на 0,05 МПа (0,5
кгс/см2) (к моменту окончания пуска это давление будет достигнуто),
зажим Д.26 дизеля, 61.1, К.61, 61.5, Х.6, 61.4 р.к. РУ1, катушки РУ2 и
РУЗ, тиристор ВУ2, «минус» в БПД. Реле РУ2 и РУЗ включаются и становятся
на самопи-тание по «минусу» через з.к. РУ2. Реле РУЗ своим р.к. РУЗ в
цепи между проводами 85.4 и 99.8 (79.4) отключает КМН и РВЗ.
Одновременно с отключением КМН и РВЗ включается РУ4 з.к. РУЗ,
находящимся между проводом 127.4 и катушкой РУ4. З.к. реле РВЗ в цепи
между проводами 67.8 и 69.4 отключает вентиль ускорения пуска ВУЗ,
контакторы КД1 и КД2, БПД, реле времени РВ1, РВ2, РВЗ. Блок-магнит
дизеля остается включенным по цепи: ВкА4,
123.5, К. 123, 123.1, зажим Д.21 дизеля, катушка BOTH, зажим Д.23
дизеля, 2.26, 1К.2. Таким образом, сразу после пуска дизеля включается
BOTH и отключает шесть цилиндров дизеля, что исключает осоляривание
масла дизеля и обеспечивает экономию топлива.
З.к. РУ2, включенные между проводами 53.15 и 57.4, подготавливает
включение контакторов 1КРН1 и 1КРН2 регулятора напряжения PH. КРН
включается з.к. реле времени РВ1 через 12 с после начала пуска дизеля.
Цепь включения КРН: ВкА4,
53.1, II.9, 53.2, К.53, 53.5, Х.З,
53.15, з.к. РУ2, 57.4, ХА, 57.5, К-57. Далее могут быть две цепи в
зависимости от состояния схемы включения компрессора (см. описание
работы схемы управления компрессором) :
139.4, контакт А1 реле времени РВ1, з.к. РВ1 с выдержкой 12 с, контакт
А2 реле времени РВ1, 137.4, Х.21, 137.5, К. 137, 137.1, XII,8, 137.2,
катушка 1КРН1 и далее на «минус». Силовой контакт 1КРН1 в цепи между
проводами 42.1 и 44.1 (зона 4В) подключает обмотку возбуждения
стартер-генератора к регулятору напряжения PH. Блокировочный контакт
1КРН1 включает контактор, подающий питание на регулятор напряжения. Цепь
питания: з.к. РРВ10, р.к. РЗН, 141.3, VIII.2, 141.1, XII. 10,
141.2, з.к. 1КРН1, 147.6, катушка контактора 1КРН2 и далее на «минус».
Р.к. 1КРН2 в цепи между проводами 119.2, и 125.2 (зона 4А) выключает
реле РВ1, РУ27 и РУ28.
Состояние электрических аппаратов после пуска дизеля указано в табл. 1.