Внешняя характеристика генератора тепловоза ТЭМ7

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭМ7 (Г. С. Меликджанов) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТЯГОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА ТЭМ7

 

 

Внешняя характеристика генератора тепловоза ТЭМ7

 

 

Внешняя характеристика генератора формируется при включении в работу индуктивного датчика, который позволяет имеющуюся на дизеле свободную мощность использовать на создание тяги. Питание индуктивного датчика осуществляется от блока задания возбуждения через выпрямительный мост по цепи: (см.
вкладку рис. 5) контакт 5 БЗВ,

781.1, К. 781.3, зажим Д.З дизеля, катушка ИД, зажим Д.4 дизеля, 783.1, К.783, 783.2, контакт 4БВ1 и с контакта 6 БВЗ, 785.1, К.785, 785.2, контакт 3 БВ1. Выход выпрямительного моста нагружен на резистор R70. Это напряжение складывается с напряжением задания мощности. Таким образом, при определенных условиях объединенный регулятор дизеля с помощью индуктивного датчика может менять (увеличивать) уровень напряжения задания в канале регулирования мощности.

При появлении сигнала от индуктивного датчика в канале регулирования мощности внешняя характеристика тепловоза становится близкой к гиперболической и соответствует кривой 2 на рис. 80. Прямолинейная характеристика генератора, проходящая через точки Б и Г внешней характеристики, дает равенство мощности дизеля и генератора только в этих точках. В остальных точках она будет проходить значительно выше характеристики постоянной мощности генератора. Мощность генератора будет больше мощности дизеля, и частота вращения дизеля начнет уменьшаться. Дополнительная перегрузка возникает также при включении потребителей собственных нужд (электродвигатель привода компрессора и др.). Чтобы этого не происходило и дизель работал с номинальной мощностью и номинальной частотой вращения коленчатого вала на всех режимах, напряжение индуктивного датчика UKA уменьшается, если мощность генератора становится больше мощности дизеля, и увеличивается, если мощность генератора становится меньше мощности дизеля. Это достигается изменением индуктивного сопротивления ИД за счет изменения положения его якоря внутри катушки (рис. 84).
 

 

 

 

Рис. 84. Зависимость сопротивления и тока индуктивного датчика от положения его сердечника

 

 

 

Рассмотрим действие объединен-ного регулятора при перегрузке дизеля, когда напряжение и ток генератора соответствуют точке К (см. рис. 80), находящейся выше внешней гиперболической характеристики. При перегрузке дизеля частота вращения вала дизеля уменьшается, и объединенный регулятор вдвинет якорь индуктивного датчика внутрь катушки (вправо) (см. рис. 84), увеличивая сопротивление цепи и уменьшая ток Iид через резистор R70 и тем самым уменьшая падение напряжения Uид на R70. Общая величина уставки задания мощности уменьшается, а сигнал рассогласования, поступающий в обмотку МУ блока БУВ, увеличивается. Угол регулирования а тиристоров УВВ также увеличивается. В свою очередь это повлечет за собой уменьшение тока возбуждения и напряжение тягового генератора.

 

 

 

При понижении мощности генератора и достижении равенства ее с мощностью дизеля частота вращения вала дизеля и мощность станут номинальными, и объединенный регулятор дизеля приостановит перемещение якоря индуктивного датчика. Результирующий сигнал установки мощности будет меньше, сигнал рассогласования увеличится и внешняя
характеристика сместится с точки К', расположенной на линейном участке БГ, в точку К, расположенную на гиперболической части внешней характеристики.

При недогрузке дизеля (увеличении частоты вращения вала) якорь индуктивного датчика выдвигается из катушки (переместится влево), увеличивается падение напряжения на R70 и процесс регулирования происходит в обратном порядке, т. е. характеристика сместится с точки К", расположенной на селективной характеристике, в точку К, расположенную на гиперболической части внешней характеристики.

Таким образом, в результате действия объединенного регулятора дизеля внешняя характеристика генератора корректируется в гиперболическую, при работе на которой полностью используется свободная мощность дизеля.

Характеристики генератора на промежуточных позициях формируются при переводе контроллера с 8-й позиции на любую более низкую. При этом внешние характеристики генератора снижаются. Это происходит следующим образом.

При уменьшении частоты вращения вала дизеля и подачи топлива в соответствии с работой объединенного регулятора дизеля уменьшается и напряжение на выходе та-хометрического блока БЗВ пропорционально частоте вращения вала дизеля. Следовательно, уменьшается напряжение на потенциометре задания R72, определяющее ток возбуждения генератора по позициям. Одновременно уменьшается частота вращения тягового генератора и возбудителя, и ток возбуждения тягового генератора устанавливается окончательно в соответствии с позицией контроллера и током нагрузки.

Следует отметить, что в цепи резистора задания R72 параллельно части резистора, с которой снимается задание уставки ограничения тока тягового генератора, установлен стабилитрон из блока БВ1. При достижении определенного напряжения

задания, соответствующего положению контроллера на 4-й позиции, стабилитрон пробивается и устанавливает постоянное напряжение задания отсечки тока, не зависящее от дальнейшего изменения позиций контроллера. Это позволяет на позициях, начиная с 4-й, реализовать максимальные пусковые токи и, следовательно, максимальную тягу.

Регулирование мощности генератора на 1-й позиции позволяет осуществлять плавное, без рывков, трогание тепловоза с места. Для этого в канале задания мощности включен контакт промежуточного реле РУ9, которое получает питание по цепи (см. вкладку рис. 1) ВкА7, 133.1, п. 133, 133.2, К. 133,

133.6, з. к. 1РУО, 143.2, К. 143,

143.1, контакт разъема контроллера А. 14, контакт контроллера, замкнутый со 2-й по 8-ю позицию, контакт разъема контроллера А.8, 205.1,

К.205, 205.8, VII.11, 205.7, катушка РУ9, «минус» в блоке реле. Как видно из схемы, РУ9 включится только на 2-й позиции контроллера, следовательно, регулируя величину резистора R72 (см. вкладку рис. 5) канала задания мощности при помощи изменения величины части резистора, которая со второй позиции будет зашунтирована контактом реле РУ9, можно регулировать уровень задания мощности на 1-й позиции.

Кроме того, при работе дизеля на 1-й позиции контроллера машиниста якорь индуктивного датчика полностью вдвигается в катушку (вправо). Это достигается при помощи специального электромагнита в объединенном регуляторе дизеля, который получает питание через з. к. РУ9 по цепи: автоматический выключатель ВкА4, «Дизель 1 с» (зона А4), 53.1, 11.9, 53.2, К.53,
53.8, VII.4, 53.7, р. к. РУ9, 55.7,

VI 1.5, 55.8, К.55, 55.1, зажим Д.12

дизеля, катушка ВУИД, зажим Д.23 дизеля, 2.26, 1К-2. В этом случае напряжение выхода индуктивного датчика близко к нулю и мощность генератора на 1-й позиции

практически соответствует селектив-
ной мощности, определяемой уровнем сигнала задания на резисторе R72.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..