СИСТЕМА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО
ВОЗДУХОСНАБЖЕНИЯ (ЦВС) ТЕПЛОВОЗА ТЭМ7
Вентиляторная установка системы ЦВС тепловоза
ТЭМ7
(рис. 73) размещена в сборном чугунном литом
корпусе, прикрепленном болтами к раме тепловоза. Привод установки
осуществляется от вала генератора через упругую муфту.
В верхней части размещен вентилятор. Поток воздуха из полости блока
фильтров через стеклопластиковый коллектор, направляющий аппарат 1,
вентилятор 2, спрямляющий аппарат 3 по каналам корпуса нагнетается в
воздуховоды рамы тепловоза.
Направляющий аппарат имеет 13 лопаток, состоящих из двух частей.
Неподвижная часть лопатки отлита за одно целое с корпусом направляющего
аппарата. Поворотная часть лопаток пластмассовая с общим приводом. На
тепловозе рукоятка привода должна быть расположена вертикально.
Лопатки и диск вентилятора (на базе вентилятора К-42) изготовлены из
алюминиевого сплава. Шестнадцать профилированных лопаток закреплены на
диске замками «ласточкин хвост». Спрямляющий аппарат 3 сварной, выполнен
из листовой стали. Количество лопаток —15. Вентиляторное колесо
закреплено тепловой посадкой на конусном хвостовике ведомого вала 4,
вращающегося в подшипниках 15 и 18. Осевые силы воспринимает шариковый
подшипник 16. Подшипники расположены в стальном стакане, установлен-ном
в вертикальной расточке корпу-са. На нижнем конце ведомого вала тепловой
посадкой на конусной поверхности закреплена малая (Z = = 18) шестерня 6
конического редуктора; зубчатое колесо (Z = 52) расположено на входном
валу, вращающемся в шариковом и двух роликовых подшипниках 14, осевые
усилия воспринимает шариковый подшипник 13. Подшипники размещены в
стальном стакане, установленном в горизонтальную расточку корпуса.
До тепловоза ТЭМ7-0022 входной вал 12 опирался на две группы
подшипников. На нем, кроме зубчатого колеса, располагалась ведущая
шестерня привода насоса смазки. Меньшая шестерня редуктора была
выполнена за одно целое с валом.
Смазка редуктора — автономная, принудительная. Масляный насос 8
лопастного типа приводится поводком от ведущего вала редуктора (до
тепловоза ТЭМ7-0022 через зубчатую передачу).
В связи с тем что в зимнее
время полость редуктора интенсивно охлаждается нагнетаемым вентилятором
воздухом, а обороты ведомого вала достигают 2890 об/мин, особые
требования предъявляются к маслам, применяемым для редуктора в холодное
время года. Необходимо строго применять те масла, которые рекомендуются.
Уровень масла определяют по щупу. Давление масла контролируют по
манометру, расположенному на корпусе установки.
Масло к манометру подводится трубкой 7. Для осмотра шестерен и привода
насоса в корпусе редуктора (с тепловоза ТЭМ7*0022) предусмотрен люк.
Насос смазки (рис. 74) состоит из корпуса 5, фланца 6, валика
7 с лопастями 9, крышки 4 и подшипников скольжения 8.
В момент прохождения лопасти мимо выфрезерованной полости в нижней части
(и удаления от этой полости) в радиальном зазоре между корпусом и
валиком за лопастью возникает разрежение. Вследствие этого из картера
засасывается в по-лость масло, которое поступает по трубке, соединяющей
эту полость с масляным фильтром в картере. Вторая лопасть проталкивает
втянутое в зазор масло в полость нагнетания, из которой масло идет к
коллектору вертикального вала редуктора и к манометру. Из коллектора
(кольцевой полости в вертикальной расточке корпуса) масло распределяется
на два потока: смазку подшипников вертикального вала и по трубке на
смазку подшипников ведущего вала.
Для контроля за наличием масла в левом подшипниковом узле ведущего вала
предусмотрена пробка
11 (см. рис. 73).
При разборке редуктора вентиляторное колесо, шестерни редуктора и фланец
горизонтального вала спрессовывают подачей масла между конусными
поверхностями под давлением 150—200 МПа (1500—2000 кгс/см2).