Водяная система дизеля (рис. 68) закрытого типа с принудительной
циркуляцией воды имеет два самостоятельных контура охлаждения (горячий
коитур, холодный контур), каждый из которых имеет свой трубопровод,
водяной насос, секции холодильника и общий вентилятор охлаждения.
Система предназначена для отвода тепла, выделяющегося при работе
дизеля, для обогрева кабины машиниста и
осуществления прогрева дизеля перед запуском от постороннего источника
тепла.
Горячий (основной) контур предназначен для
охлаждения выхлопных коллекторов, корпуса турбокомпрессора, втулок и
крышек цилиндров дизеля. В холодное время года вода горячего контура
используется для подогрева топлива в топливоподогре-вателе, обогрева
кабины машиниста.
Водяным насосом 46, левым по ходу тепловоза, вода нагнетается в
охлаждающие полости дизеля 42 и турбокомпрессор. Нагретая вода отводится
от дизеля в секции 53 холодильника тепловоза и далее во всасывающую
полость водяного насоса 46. В холодное время часть воды из водяной
полости левого выхлопного коллектора дизеля отводится на обогрев в
топливоподогреватель 29, калорифер 32, обогреватели пола кабины
машиниста 34 и 65.
Холодный контур предназначен для отвода
тепла от охладителя наддувочного воздуха и охладителей масла дизеля.
Водяным насосом 63, правым по ходу тепловоза, вода нагнетается в
маслоохладитель 22 дизеля, секции 3 холодильника. Охлажденная вода далее
прокачивается через маслоохладитель 59, холодильник наддувочного воздуха
64 и поступает во всасывающий патрубок водяного насоса 63.
Контроль температуры воды дизеля осуществляется дистанционным
термометром 51, измеритель которого установлен в горячем контуре на
выходе воды из дизеля, а указатель — на пульте кабины машиниста. На
трубопроводе выхода воды из дизеля (горячий контур) и входа воды в
маслоохладитель (холодный контур) установлены датчики реле температуры
58 и 60, которые подают сигнал на открытие жалюзи холодильника и на
снятие нагрузки с дизеля (при превышении максимально допустимой
температуры воды).
Терморегуляторы 66 (в горячем и холодном контурах) автоматически
управляют частотой вращения вентилятора холодильника, поддерживая
температуру воды в оптимальных пределах.
Для контроля температуры воды в холодном контуре перед входом в
маслоохладитель установлен измеритель дистанционного термометра
4, а указатель — на пульте в кабине машиниста.
Для периодических замеров температуры воды в горячем и холодном контурах
установлены грибки под ртутные термометры. Для периодических замеров
давления воды в системе установлены грибки под манометры и грибки под
мановакуум-метры.
Отвод пара и воздуха осуществляется с помощью паровоздушных трубок в
расширительный бак 12, который соединен подпиточными трубами с
всасывающими патрубками водяных насосцв 46 и 63.
Водомерное стекло 13 предназначено для контроля уровня воды в
расширительном баке. На боковой поверхности бака нанесены две черты с
надписями В.У.— верхний уровень воды и Н.У.— нижний уровень воды.
Уровень воды в баке должен находиться между этими отметками. Заливная
горловина 9, расположенная в верхней части бака, закрывается крышкой, в
которой вмонтирован паровоздушный клапан 8. Для сообщения бака с
атмосферой при заправке снизу тепловоза или перед снятием крышки с
паровоздушным клапаном 8 имеется вестовая труба с краном 6.
Положение вентилей, краников и соединительных головок при работе дизеля,
включении обогрева, прогреве топлива, прогреве дизеля от внешнего
источника, при заполнении системы водой и сливе воды из системы указано
в таблице на рисунке.
На подпиточных и паровоздушных трубах установлены вентили
11, 18, 19 и краник 7 с целью отсоединения водяного бака от системы при
опрессовке водяных полостей дизеля.