Фильтр масла центробежный (рис. 38) предназначен
для тонкой
очистки масла и состоит из ротора, вращающегося на неподвижной оси 2,
колпака 8 и кронштейна 1.
Ротор состоит из корпуса 9, крышки 4 с двумя соплами 15 и отбойника 14.
Крышка 4 относительно корпуса 9 ротора зафиксирована штифтом 21. Опорами
ротора служат бронзовые втулки 6 и 13, запрессованные в корпус и крышку
ротора и зафиксированные винтами, а также упорный подшипник 3,
воспринимающий нагрузку от веса ротора и зафиксированный на оси
пружинным кольцом 5. Ось 2 верхним концом опирается на втулку 11,
запрессованную в колпак 8 фильтра. Для обеспечения очистки ротора от
отложений на внутреннюю стенку корпуса ротора устанавливается бумажная
прокладка 10.
Клапан служит для автоматического отключения фильтра при прокачке дизеля
маслом и во время работы дизеля, если давление масла в системе будет
ниже 0,25 МПа (2,5 кгс/см2). Клапан имеет золотник 19, втулку 20,
пружину 18, регулировочную шайбу 16, штуцер 17. В верхней части колпака
8 имеется отверстие, закрытое прозрачной пробкой 12 для наблюдения за
вращением ротора.
Принцип работы фильтра следующий: часть масла под давлением из масляной
системы дизеля через канал в кронштейне, запорно-регулировочный клапан и
отверстие в оси поступает во внутреннюю полость ротора, проходит между
отбойником 14 и осью 2 и по каналам в крышке поступает к соплам 15.
Реактивная сила струй масла, вытекающих из сопел, приводит во вращение
ротор, заполненный маслом. Центробежная сила отбрасывает к периферии
ротора механические примеси и другие включения, имеющие больший удельный
вес, которые оседают на прокладке 10, установленной на внутренней
поверхности ротора.
Выходящее из ротора очищенное масло втекает через окна в кронштейне в
раму дизеля.