ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И КОНСТРУКЦИЯ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ ДИЗЕЛЯ
Шатунный механизм дизеля 2-2Д49 тепловоза ТЭМ7
(рис. 16) состоит из главного 6 и прицепного 8 шатунов. Шатуны соединены
между собой пальцем 14, который установлен во втулке 15, запрессованной
в проушине главного шатуна. Прицепной шатун крепится к пальцу- 14 двумя
болтами 12 со шлицевыми головками, которые стопорятся шайбами 11,
прикрепленными к головкам болтов гайками 10. Гайки 10 застопорены
шплинтами 9.
В верхние головки обоих шатунов запрессованы стальные втулки 7, залитые
свинцовистой бронзой. Для подачи масла к поршневому пальцу в средней
части каждой втулки имеется отверстие с заглушкой 21.
Нижняя головка главного шатуна имеет съемную крышку
1, которая закреплена четырьмя шатунными болтами 2 с гайками 5.
Стык нижней головки и крышки 1 имеет зубцы д треугольной формы,
препятствующие поперечному смещению крышки. В нижнюю головку главного
шатуна установлены верхний 16 и нижний 17 стальные тонкостенные
вкладыши, залитые свинцовистой бронзой. Поверхности вкладышей, которыми
они опираются на крышку, и шатун покрыты медью для устранения
фреттинг-коррозии. Образующая рабочей поверхности вкладышей
обрабатывается по гиперболе для компенсации деформации шатунной шейки
коленчатого вала.
Вкладыши устанавливают в головку с натягом, положение их фиксируют
штифтами 18> и 19, запрессованными в стержень и крышку. Величина натяга
вкладыша, измеренная в специальном приспособлении, выбита цифрами на
торце вкладыша. В нижнем вкладыше в отличие от верхнего имеется канавка
с отверстиями для перетока масла.
Шатунный подшипник смазывается и охлаждается маслом, поступающим из
коренных подшипников через каналы коленчатого вала. По отверстиям в
нижнем вкладыше и по каналу г в крышке 1 масло перетекает в канал нижней
головки шатуна и по втулке 3, уплотненной кольцом 4, в канал стержня
главного шатуна. Далее часть масла поступает в продольный канал в
стержне главного шатуна к втулке 7. Другая часть масла поступает к
втулке 15 и через отверстие в пальце 14 и по продольному каналу в
стержне прицепного шатуна 8 — к втулке 7. Из втулок 7 через отверстия в
заглушках 21, установленных в верхних головках шатунов, масло поступает
на охлаждение поршней.