ОБЩАЯ КОМПОНОВКА И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ТЕПЛОВОЗА ТЭМ7
УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЗА ТЭМ7 И РАСПОЛОЖЕНИЕ
АГРЕГАТОВ
Силовая установка и вспомогательное оборудование
тепловоза (рис. 1) смонтированы на главной раме. В качестве силовой
установки на тепловозе применен дизель-гене-ратор 2-26ДГ (7), состоящий
из дизеля 2-2Д49 и синхронного тягового генератора ГС-515, установленных
на общей раме и соединенных пластинчатой муфтой. Для пуска дизеля
применен стартер-генератор 25 типа 2ПСГ-02 при работе его в режиме
электродвигателя постоянного тока с питанием от аккумуляторной батареи.
При работе дизеля стартер-генератор работает в генераторном режиме,
обеспечивая питание электродвигателей привода компрессора,
топливоподкачивающего и маслопрокачивающего насосов, а также цепей
управления, освещения и зарядку аккумуляторной батареи. Регулятор
напряжения ТРВ-2 поддерживает на зажимах стартер-генератора постоянное
напряжение 110 В.
Дизель имеет двухконтурную систему охлаждения. В первом контуре, имеющем
11 секций, охлаждается вода дизеля; во втором, имеющем 19 секций,— вода,
охлаждающая масло дизеля в теплообменниках и наддувочный воздух в
воздухоохладителе. Все секции с оптимальным пластинчатым оребрением (шаг
охлаждающих пластин 2,3 мм). Для создания потока воздуха через
охлаждающие секции применено шестилопастное вентиляторное колесо типа
ЦАГИ серии УК-2М диаметром 1600 мм. Привод его осуществляется от вала
дополнительного отбора мощности дизеля через редуктор 1 переменного
наполнения.
Забор воздуха для дизеля осуществляется снаружи тепловоза или из
машинного помещения через четыре блока унифицированных
воздухоочистителей 5 типа УТВ конструкции ВНИТИ, обеспечивающих
эффективную очистку от пыли (98,3—98,5 %). Отработавшие газы дизеля
выбрасываются в атмосферу через выпускную систему 6 эжекци-онного типа,
обеспечивающую одновременно вентиляцию машинного помещения. Мощность
дизель-генератора регулируется автоматически объединенным регулятором
мощности.
Тяговый генератор ГС-515 представляет собой 12-полюсную синхронную
электромашину переменного тока с обмоткой статора в виде двух трехфазных
звезд, сдвинутых на 30° эл.
Маневрово-вывозной тепловоз ТЭМ7 имеет электрическую передачу
переменно-постоянного тока, которая обеспечивает к. п. д. на 1,5—2 %
выше, чем передача постоянного тока. Электропередача предусматривает
параллельное соединение тяговых двигателей и выпрямительных мостов, что
позволяет получить жесткие динамические характеристики генератора.
Управление возбуждением тяговых электродвигателей (ослабление поля)
автоматическое и осуществляется в зависимости от скорости движения
локомотива и силы тяги. Для регулирования магнитного поля тяговых
электродвигателей предусмотрены две ступени ослабления: 50 и 25 %.
Электрическая передача тепловоза совместно с объединенным регулятором
дизеля обеспечивает использование полной мощности дизеля до скорости не
менее
85 км/ч при конструкционной скорости тепловоза 100
км/ч, а также использование силы тяги по сцеплению, начиная с 4-й
позиции контроллера.
Кроме того, электрическая передача обеспечивает ограничение
максимального тока, обнаружение и прекращение боксования, работу
тепловоза с отключенным одним тяговым двигателем, а также аварийное
питание при неисправностях в цепях автоматического регулирования.
Для охлаждения тяговых электрических машин, выпрямительной установки,
управляемого выпрямителя возбуждения и наддува высоковольтной камеры на
тепловозе применена система централизованного воздухоснабжения в отличие
от устанавливаемых на большинстве существующих тепловозов индивидуальных
вентиляторных установок для каждого агрегата или группы агрегатов.
Система централизованного воздухоснабжения состоит из вентиляторной
установки 11 и блока 10 фильтров, а также воздуховодов в главной раме
тепловоза. Вентиляторная установка выполнена на базе осевого напорного
вентилятора К-42 по схеме: направляющий аппарат+ вентилятор +
спрямляющий аппарат. Осевой вентилятор приводится во вращение от вала
тягового генератора через конический редуктор, встроенный в литой корпус
вентилятора, являющийся одновременно его проточной частью. Осевой
вентилятор засасывает воздух снаружи кузова через открывающиеся жалюзи и
блок фильтров и нагнетает его к потребителям по воздуховодам. Блок
фильтров включает в себя 32 унифицированные проволочные кассеты с
многослойной капроновой набивкой, обеспечивающие высокую степень очистки
воздуха от пыли. Осевой вентилятор с целью экономии затрат мощности на
его привод оборудован входным направляющим аппаратом с поворотными
лопатками для регулирования количества подаваемого вентилятором
охлаждающего возду-
ха в зимний и летний периоды эксплуатации.
Сжатый воздух на тепловозе используется для работы тормозов, системы
пневмоавтоматики, звуковых сигналов, стеклоочистителей, песочной
системы, магистрали для разгрузки думпкаров, а также для образования
воздухопенной смеси в случае возникновения пожара.
Кузов тепловоза капотного типа, включает в себя кузов 17 аккумуляторного
помещения с встроенными бункерами 18 задней песочницы, кабину машиниста
16, кузов высоковольтной камеры, кузов 9 машинного помещения и кузов
холодильной камеры 2 с встроенными бункерами 28 передней песочницы.
Кузова аккумуляторного помещения, высоковольтной и холодильной камер
приварены к раме тепловоза, кабина машиниста и кузов машинного помещения
— съемные. Последний крепится к раме болтами и имеет съемную крышку для
выемки дизель-генератора, а также люки для выемки отдельных узлов
дизеля. Вдоль наклонной части крыши расположены жалюзи с установленными
против них внутри кузова сетчатыми съемными фильтрами для очистки
воздуха, поступающего в машинное помещение.
Кабина машиниста 16 установлена на резинометаллических амортизаторах и
отделена резиновыми уплотнениями от других частей кузова, что позволяет
обеспечить требуемые нормы уровней вибрации и шума. В кабине машиниста
расположен стационарный пульт управления 21, с которого ведется
управление тепловозом и наблюдение за приборами, контролирующими работу
силовой установки и электрооборудования. Кроме того, имеется
вспомогательный пульт 20, наличие которого вместе с системой
бдительности и сигнализацией местонахождения машиниста в кабине
позволяет осуществлять управление тепловозом в одно лицо.
Дверь, соединяющая кабину с высоковольтной камерой 15, обору-
дована ограждением, имеющим блокировку, позволяющую
входить в высоковольтную камеру только при снятом напряжении тягового
генератора.
Кроме того, в кабине машиниста установлены калорифер для обогрева кабины
в зимнее время, шкафы для продуктов и одежды, бытовой холодильник,
умывальник, привод ручного тормоза, сиденье машиниста-ин-структора,
кресла машиниста и помощника. Два вентилятора, установленные около
лобовых окон кабины, служат в зимнее время для предохранения их от
запотевания, а в летнее время используются для вентиляции кабины. Против
кресел в пол кабины встроены обогреватели ног машиниста и помощника.
Благодаря меньшему шуму и вибрации условия работы локомотивных бригад в
кабине тепловоза ТЭМ7 значительно лучше, чем на тепловозе ТЭМ2.
Главная рама тепловоза через роликовые опоры и винтовые пружины
опирается на две четырехосные тележки. Четырехосная тележка состоит из
двух двухосных тележек, соединенных между собой промежуточной рамой с
помощью маятниковых подвесок и механизма передачи силы тяги. Рама
двухосной тележки опирается на бесчелюстные поводковые буксы через
пружины первой ступени рессорного подвешивания.
Тяговые двигатели имеют юпор-но-осевую подвеску. Ведомое зубчатое колесо
тягового редуктора—с упругим венцом. Тяговое усилие от двухосных тележек
на промежуточную раму передается через специальный механизм передачи
силы тяги, а от промежуточной рамы на
главную раму тепловоза — через низко опущенный шкворень, жестко
закрепленный на главной раме, который является также вертикальной осью
вращения четырехосной тележки относительно кузова.
Для лучшего использования веса при трогании с места и движении с низкими
скоростями тепловоз оборудован двумя пневматическими до-гружателями,
установленными над крайними двухосными тележками и воздействующими на
переднюю по ходу движения.
Конструкция ходовой части обеспечивает вписывание тепловоза в кривые
радиусом 80 м, а также прохождение неровностей профиля пути, в том числе
горба сортировочной горки, без значительного перераспределения нагрузок
между осями.
Тепловоз оборудован воздушным автоматическим тормозом для торможения
поезда, вспомогательным тормозом для торможения локомотива и ручным
тормозом, действующим на колесные пары задней двухосной тележки.
Топливо на тепловозе размещается в баке 12, расположенном под главной
рамой в середине тепловоза.
Тепловоз оборудован радиостанцией, автоматической локомотивной
сигнализацией, установкой пожаротушения 22 и другими устройствами,
облегчающими эксплуатацию и повышающими безопасность движения.
Конструкция тепловоза постоянно совершенствуется. Усовершенствования
направлены на дальнейшее повышение надежности и долговечности агрегатов
и механизмов, автоматизацию управления тепловозом, выполнение новых
требований потребителей.